Механизм открытия музея
ПАСПОРТИЗАЦИЯ
Для вновь созданных музеев комиссия по паспортизации совместно с руководителем школьного музея заполняет документы:
Заявка (письмо-ходатайство) о присвоении статуса «Школьный музей» (Музей образовательного учреждения) в областную комиссию по паспортизации.
Выписка из решения педсовета о создании в школе музея и выписка из Приказа по школе об открытии музея и назначении руководителя музея.
Форма «Характеристика работы музея». Форма № 4.
Учетная карточка музея. Форма № 2.
Фотографии экспозиции музея, мероприятий, буклеты, вырезки из газет, копии дипломов, грамот, которые показывают успехи в работе музея, выписки из книги отзывов о работе музея и другой иллюстративный, наглядный материал, который показывал бы работу музея.
Все указанные документы высылаются в адрес областного центра детско-юношеского туризма «Чудь»: 156005, г. Кострома, ул. Лесная, д. 25-А. Телефон: 31-47-62.
Документы по паспортизации школьных музеев заверяются печатью управления образованием и членами комиссии.
Организация деятельности музея возможна при наличии:
– актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно– просветительную работу;
– руководителя-педагога, при активном участии в музейной работе педагогического коллектива школы;
– собранной и зарегистрированной в книгах поступлений музейной коллекции, дающей возможность создать музей определенного профиля;
– экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям; оборудования, обеспечивающего сохранность музейных предметов и соблюдение условий их показа;
-помощи администрации школы, всего педагогического коллектива и учащихся школы.
Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.
Секретарь :___________/_____________/
Директор школы:__________/_________/
Решение об открытии музея согласовывается с районными отделами образования и культуры, аттестационной музейной комиссией и оформляется приказом директора-школы.
МП. Директор школы:_______________/________/
В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа считается датой основания музея.
Директор общеобразовательного учреждения и руководитель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея.
Профиль школьного музея определяется педагогической направленностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы и т. д.
Профили музея:
- исторические (широкой тематики, включающие несколько тем, или по
отдельным темам истории школы, истории района и т. п.),
- Боевой Славы,
- литературные и художественные,
- естественнонаучные (географические, охраны природы, геологические),
- этнографические,
- народного творчества,
- мемориальные,
- военно-исторические,
- комплексные,
- краеведческие и т. д.
Для регистрации школьного музея заполняется учётная карточка музея:
лицевая сторона карточки
обратная сторона карточки
Форма 1
«______»_________________20____г.
Район (город)_________________________________
Итоговый акт сверки наличия фонда с учетной документацией
(наименование музея)
Мы, нижеподписавшиеся члены комиссии по паспортизации, в составе:
Председатель: ф.и.о., должность__________________________________________
Члены комиссии:
Ф.и.о., должность_______________________________________________________
Ф.и.о., должность_______________________________________________________
Ф.и.о., должность_______________________________________________________
Действующей на основании Положения о проведении паспортизации школьных музеев области в 20___- ____ учебном году, составили настоящий акт в том, что
«_____»____________ 20_____г. Закончена сверка основного фонда с учётной документацией. В результате сверки установлено следующее:
- Согласно учетной документации на «____ «________________ 20_____ г. в инвентарной книге числится ________ предметов, записанных за ________ номерами.
- При сверке установлено, что _________ предметов не оказалось в наличии; __________ предметов подлежит постановке на учет в государственном музее; __________ предметов не зарегистрировано.
- Таким образом, фактическое количество учетных материалов, остающихся в основном фонде музея, составляет ___________ предметов, записанных за ____________ номерами.
М.П. Председатель комиссии:______________________________
Члены комиссии: ______________________________
______________________________
______________________________
Форма № 3
А к т
«_____»______________ 20_____ г.
Город (район) ________________________________________________________
Мы, нижеподписавшиеся члены комиссии по паспортизации школьного музея в 20____ -20_____ учебном году, в составе:
Председатель ________________________________________________________
Ф.И.О., должность
Члены комиссии: _____________________________________________________
Ф.И.О., должность
____________________________________________________
Ф.И.О., должность
_____________________________________________________
Ф.И.О., должность
на основании имеющейся документации и личного знакомства с работой музея ___________________________________________________________________
(указать музей)
пришли к решению – Подтвердить статус (не подтвердить, присвоить) «Школьный музей» (Музей образовательного учреждения)
музею ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________
(указать музей)
М.П. Председатель комиссии __________________________ (подпись)
Члены комиссии __________________________ (подпись)
__________________________ (подпись)
__________________________ (подпись)
Форма № 4 Форма характеристики работы музея
(При заполнении данной формы дается полный, развернутый ответ на вопрос)
- Точный почтовый адрес, индекс, номер и название школы, улица, дом,
рабочие телефоны (указать код района), директор школы и
руководитель музея.
- Профиль музея (комплексно-краеведческий, мемориальный,
исторический, музей Боевой и трудовой славы, этнографический и т.д.).
- Когда открыт музей и каким образом он создавался (участие
педагогического коллектива и учащихся в его создании).
- Организация работы музея. Руководитель музея, его Совет, количество
и состав - учителя, дети, общественники. Наличие программы работы
музея и годового плана. Руководство музеем со стороны администрации, педсовета. Связи с государственными музеями,
общественными и шефскими учреждениями.
- Методы и организации поисковой и собирательской работы. Ее
систематичность, эффективность и направленность. Количество
подлинных документов истории и их характеристика. Памятники,
переданные в государственный музей. Основные разделы экспозиции
музея, их предметный состав.
- Учет и хранение предметов в фондах музея. Наличие инвентарной
книги. Условия хранения экспонатов, площадь и местонахождение
музея. Общее количество экспонатов музея. Способы поступления
экспонатов в музей.
- Экскурсионно-массовая работа музея. Количество посетителей в год.
Количество проводимых экскурсий, лекций и их тематика. Школьники-
экскурсоводы. Другие виды массовой работы музея - вечера, встречи,
передвижные выставки, краеведческие чтения и т.д.
- Роль музея в учебно-воспитательной работе в школе и во внеклассной.
Использование материалов музея на уроках, учебных экскурсиях. Роль
музея в профориентации школьников.
- Общественно-полезная работа. Выполнение заданий научных
учреждений, музеев. Исследовательская работа музея. Охрана и
пропаганда памятников истории культуры и природы.
- Пропаганда работы школьного музея в средствах массовой
информации. Победы и награды музея. Участие музея в областных и
Всероссийских мероприятиях туристско-краеведческого характера.
Активисты школьного музея.
М.П. Руководитель музея ________________/_______________/
Фонд музея
Собрание музея состоит из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экспонируемые в музее, составляют фонд музея.
Основной фонд
Наиболее ценная и главная в количественном и качественном отношении часть музейных фондов носит название основной фонд. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д.
К типу вещественные относятся археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мемориальные предметы; нумизматические материалы: монеты, боны, печати.
Ордена и медали, содержащие драгоценные металлы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено.
К типу письменные относятся музейные предметы следующих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские, профсоюзные билеты и т. п.); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду.
К типу изобразительные относятся произведения декоративно-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение; фотографический материал: дагерротипы, фотографии. Негативы не следует относить к основному фонду в школьном музее, так как нет возможности сохранить этот вид материала.
К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. В школьных музеях собираются кинопленки, магнитные ленты. Их нецелесообразно включать в основной фонд музея по той же причине, что и негативы.
Из фонозаписей школьные музеи могут хранить и отнести к основному фонду пластинки для граммофонов, патефонов (моно-, стерео-, квадро-).
Вспомогательный фонд
Кроме основного в музеях собирается вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культуры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото– и ксерокопии, материалы, изготовленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы. Подлинные материалы недостаточной сохранности также следует отнести к вспомогательному фонду.
Акт поступления
При поступлении материалов в музей составляется акт поступления. Этот документ юридически оформляет принадлежность данного предмета музею и закрепляет права музея на него. Акт необходимо заполнить четко и грамотно. Обязательно заполняется графа “Сохранность”, где указываются все дефекты материала, сколы, трещины, пятна, разрывы, утраты и т. д. Если экспонат новый, то в графе “Сохранность” можно поставить отметку “полная”. Таких оценок, как “хорошая”, “удовлетворительная” и т. п. быть не должно. Акты заполняются в двух экземплярах.
При приеме предмета в музей необходимо от сдающего получить по возможности полные сведения о происхождении предмета, его связи с определенными событиями, лицами, о времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления. Эти сведения называются легендой. После оформления акта его необходимо заверить у директора школы.
Наименование музея __________________
____________________________________
Руководитель музея ___________________
____________________________________
«_____»____________________ 20_____ г.
А К Т № _______
Приема на постоянное (временное) хранение _____________________________
«______»_____________________ 20_____ г.
Настоящий акт составлен представителем музея ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, должность)
с одной стороны, и лицом (представителем учреждения) ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество, должность)
с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал в постоянное (временное) _____________________ хранение ____________________________ ____________________________________________________________________
(полное наименование музея, учреждения)
№
|
Наименование, краткое описание, материал, размер
|
Количество
|
Состояние сохранности
|
Учетное обозначение
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Всего по Акту принято ________________________________________________
единиц (цифрами и прописью)
Акт составлен в __________ экземплярах и вручен подписавшим лицам.
Принял ____________________________ Сдал ____________________________
Присутствовали ______________________________________________________
Приложения: легенда и другие (перечислить) _____________________________ ____________________________________________________________________
Атрибуция
Процесс учета - непрерывный и начинается с атрибуции - выявление
всех, присущих предмету признаков, физические свойства, функциональное назначение, история происхождения, бытования. Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейного фонда. Для правильной атрибуции в музееведении разработан целый ряд анкет. В рекомендациях для примера приводится лишь одна.
- Материал и способ изготовления (ручной, механический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравюра, литография, письмо, печать)
- Цвет, форма, размер, вес
- Устройство
- Авторство
- Стилистические особенности
- Время и место создания
- Тема и сюжет
- Расшифровываются надписи, клейма, знаки
- Степень сохранности
Требования к сбору и обеспечению сохранности памятников.
Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей.
Нередко оружие, награды и т. п. неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удостоверениями, грамотами. Такие документы не следует брать у их владельцев, чтобы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.
При выявлении особо ценных документов по истории нашей страны о них необходимо сообщить в местные государственные архивы или государственные музеи. И лишь с их разрешения юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей.
Учётная карточка музейного предмета
Следующим этапом является составление учетной карточки, графы которой повторяются в книге поступлений. Учет фондов предполагает не только запись памятников в инвентарной книге, но и работу по их систематизации. Одним из способов систематизации предметов основного фонда является составление фондовых картотек.
Тип картотеки может быть различным:
- Предметная или тематическая (экспонаты распределяются по школьным предметам (история, география, литература и т. д.));
- по виду материалов (изделия из металла, глины, стекла и т.п.);
- хронологическая (например, наше село в XIV-XIX вв., в годы советской
власти и т. п.);
- согласно музейной классификации (вещественные памятники, памятники искусства, письменные и кино-, фоно - памятники).
В связи с тем, что фонды музея разделены на основной и вспомогательный, на каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений. Листы книг поступлений пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью вышестоящей инстанции (районного управления образования) и подписываются ее руководителем.
Инвентарная книга поступлений
Титульный лист:
КНИГА ПОСТУПЛЕНИЙ № 1
Историко-краеведческого
Музея ___________________________ школы
_________________________________ района
_________________________________ области
Начата: 10 сентября 1999 г.
Окончена: 28 мая 2002 г.
Последняя страница Книги:
Всего в Книге пронумеровано _________ страниц
Директор школы ____________________________
(подпись, печать)
Заведующий отделом образования _______ района
___________________________ (подпись, печать)
Комплектование фонда школьного музея начинается с включения в него выявленных и собранных памятников истории. Этот вопрос решается фондовой комиссией школьного музея. При положительном решении собранные материалы заносятся в книгу поступлений основного фонда.
№ п/п
|
Дата заполнения
|
Время, источник, способ поступления, сопровождающие документы
|
Наименование, краткое описание предмета (автор, название, дата, место происхождения, надписи, подписи и т.д.)
|
Количество предметов
|
Материал и техника изгое- томления предметов
|
Размер
|
Сохранность
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
I. Порядковый (инвентарный) номер. Дается каждому предмету и включается в его шифр. Шифр предмета состоит из шифра и условного обозначения месторасположения школьного музея, порядкового номера. Например, ШК-7 Ф/35 - школа №7, г. Фурманов, предмет под номером 35;
ШИКМ П/2 - школьные историко-краеведческий музей п. Пестяки, предмет
под номером 2. Буквенная часть шифра единая для всех предметов, меняется
только в случае переноса музея в другое учебное заведение, или изменения его
профиля.
Коллекции, собранные в ходе экспедиции (походов) или переданные в
дар музею, в КП регистрируются под одним номером. Отдельные предметы
коллекции получают дробные номера, состоящие из номера коллекции и порядкового номера предмета по данной коллекционной описи, например, порядковый номер по КП - ШИКМ-П/32, а все предметы коллекции будут иметь номера ШИКМ-П/32/1. ШИКМ-П/32/2 и т.д. Следующий предмет при оформлении в КП получает номер по порядку от последнего номера предмета из коллекции.
II. Дата заполнения. Проставляется дата регистрации (записи) предмета в книге.
III. Время, источник и способ поступления, сопровождающие документы, номер акта. В графе записывают когда, от кого поступил предмет
(Ф.И.О., наименование учреждения, адрес). Указывается, как поступил предмет
в музей; в результате безвозмездной передачи, или возможно, найден в ходе
экспедиции и т. п. Здесь же указывается номер и дата акта приема, все сопровождающие документы, прилагаемые к акту приемы передачи (легенда, дарственные записи).
IV. Наименование, краткое описание предмета (автор, название, дата и место происхождения, надписи, подписи и др.). Наименование предмета
записывается с главного предметного слова, например, костюм мужской, куропатка серая. При описании предмета искусства указывается автор, даты его жизни, краткое описание сюжета, изображенного на картине, фотографии, для портретов, в том числе фотографических - Ф.И.О. объекта, место и время, сделанного снимка, тип портрета (голова, полный рост и т. п.). Описание групповых изображений включает в себя название группы и поименное перечисление слева направо. Для фотографий, картин, воспроизводящих бытовые сцены, описывается сюжет. Для документальных материалов указывается Ф.И.О. автора (составителя, владельца), название документа. При описании книг, рукописей (в том числе и документов) необходимо записывать в КП общее количество листов и точную или приблизительную дату его составления. Если дата точно не известна, нужно поставить знак вопроса «?» или указать временные рамки (1930-1935 гг.). В этой же графе следует сделать запись о назначение предмета, месте его происхождения, историю бытования, зафиксировать все надписи, знаки и другие пометки на предмете.
V. Количество предметов. Здесь отмечается количество предметов,
образующих одну единицу хранения. Например, чайный сервиз, состоящий из 6
чашек и 6 блюдец, будет обозначен в этой графе цифрой 12. Более подробное
описание каждого предмета дается в графе № 2 «Наименование и краткое описание ...».
VI. Материал и техника изготовления предмета. В этой графе указывается материал, из которого изготовлен предмет, техника его изготовления.
Например, бронза - литье, глина - лепнина (круговая, гончарная керамика),
лен – домотканое (фабричное) полотно.
VII. Размер указывается в сантиметрах (для графики в миллиметрах).
В прямоугольных предметах измеряется высота и ширина, круглых и элипсообразных - наибольший диаметр, в объемных предметах - ширина, высота и глубина, для фотографий и других печатных изданий - ширина и длина.
VIII. Сохранность. Фиксируется на момент поступления предмета в
музей. При отсутствии дефектов пишется - «полная сохранность». В случае,
когда предмет имеет дефекты, необходимо указать их характер (надрыв, трещина, скол, деформация и т.п.), место, размер. Например, оторван правый угол, левый край покрыт ржавчиной, отсутствует страница № 7, текст выцвел.
IХ. Примечание. В эту графу заносятся дополнительные сведения о предмете, полученные после его оформления в книгу поступлений в результате
краеведческого поиска (новое научное определение, сделанное специалистами,
уточненная датировка, возможно заключение о неподлинности предмета или
отсутствии музейной ценности), делаются отметки об утере предмета или его
передаче в другой музей. В этой графе могут быть сделаны оговорки об исправлениях в других графах книги.
В инвентарной книге необходимо записывать максимум известных сведений о предмете, место экономить не нужно. Все записи в книге должны вестись аккуратно, разборчивым почерком. Абсолютно не обязательно записывать предметы в книге согласно классификации основного фонда, предметы фиксируется в инвентарной книге по мере поступления. В случае окончания книги, заводится другая, в которой нумерация предметов продолжается.
Инвентарная книга - основной документ школьного музея. Ее наличие и правильное заполнение в первую очередь учитывается при паспортизации.
При оформлении и заполнении книг поступлений необходимо помнить следующие правила:
1. Запрещается вырывать листы, склеивать их, исправлять написанное.
2. Книга поступлений должна заполняться четко, без помарок и исправлений.
3. Все записи делаются шариковой ручкой, черной пастой.
4. После записи пропускают две строчки. Для того чтобы избежать исправлений в книгах поступлений, рекомендуется вначале оформлять учетную карточку, текст которой до внесения записи в книгу поступлений можно редактировать в процессе работы с предметом.
5. Все уточнения вносятся в графу «Примечание». Данное с ошибками описание переписывается ниже под тем же номером, неправильная запись зачеркивается красной пастой, но так, чтоб ее можно было прочитать.
6.Исправление сопровождается записью: «Исправленному верить», подписывается и заверяется печатью.
Книга (тетрадь) учета материалов научно-вспомогательного фонда
оформляется по примеру инвентарной книги, но в сокращенном варианте: предметы получают только порядковый номер, без шифра или с шифром НВФ (научно-вспомогательный фонд), в графе № 3, указывается автор, коллектив авторов макета, схемы, карты и т.п. Для копии предмета из основного фонда музея в тетрадь записывается шифр подлинника по инвентарной книге и форма копии (ксерокопия, художественная копия и т. п.).
Шифрование предметов
Основное правило при шифровании музейных предметов: шифр должен проставляться на неэкспозиционной стороне, так, чтобы он не был виден посетителям. Что из себя представляет шифр?
Шифр – это сокращенное до первых букв название музея (например, музей истории школы – МИШ), далее ставится номер по книге поступлений. Шифр (учетные обозначения) может проставляться на самом предмете; если этот способ применить нельзя, то на бирочке, которая подвешивается к предмету, либо на монтировке, упаковке, конверте, коробке и т. п. При нанесении шифра и номера важно не нанести ущерба предмету, его внешнему виду, содержанию и сохранности.
Шифры на фотографиях, плакатах, картах, рисунках, документах проставляются черной тушью на обратной стороне в верхнем или нижнем левом углу.
При шифровании изделий из ткани шифры проставляются на светлой плотной материи (коленкор, полотно) и пришиваются с изнанки.
На керамических предметах (глина, фарфор, фаянс), а также на предметах из дерева и камня условные обозначения проставляются на поддоне масляной краской или черной тушью и покрываются лаком. Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными или химическим карандашами: прикреплять этикетки металлическими булавками, кнопками ч т. п., от которых появляются пятна ржавчины и прорывы.
Документация по планированию комплектования фондов музея
Перспективный план комплектования фондов
разрабатывается на 2-3 года. В этом плане указываются комплексные темы, по которым намечено проводить поисково-собирательскую работу, ориентировочные сроки ее проведения, а также отмечается, экспедиционные отряды каких классов будут привлечены к исследованию данных тем, кто из членов совета музея отвечает за изучение темы, кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой.
Годовой план комплектования фондов
В плане указываются конкретные темы или задания по поисково-собирательской работе на предстоящий учебный год, населенные пункты, учреждения и частные лица, где и у кого будут проводиться поисково-собирательские работы, экспедиционный отряд, работающий по данной теме; количество учащихся в нем, командир отряда; сроки завершения работы, руководитель темы.
Полевые документы
Правила оформления и заполнения полевых документов
1. Все полевые документы должны быть снабжены заголовочными данными.
2. Для полевых документов (за исключением акта приема) выбираются тетради большого формата, в прочных переплетах, желательно с большим количеством листов.
3. Тетради по переплету следует прошить прочными нитками, листы пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны.
4. Заполнение документов осуществляется только ответственными за это лицами. Записи принято вести пастой черного, синего, фиолетового цвета.
5. Полевые документы хранятся так же бережно, как и собранные материалы.
Полевой дневник
служит для описания всего хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры. В заголовочных данных полевого дневника указывается:
– название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению;
– наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;
– маршрут экспедиции и сроки ее работы;
– состав участников экспедиции и распределение обязанностей между ними;
– руководители экспедиции;
– ответственный за ведение полевого дневника;
– даты начала и окончания ведения дневника. В процессе проведения экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, даются сведения о местности, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и беседы с местными жителями, сотрудниками государственных и других учреждений и организаций, отмечается состояние сохранности поступивших в фонд экспедиции материалов.
Дневник должен заполняться ежедневно. Каждая запись заверяется подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи. Полевой дневник не только помогает участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе собирательской работы, но и служит дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения собранных материалов, описания среды их бытования.
Акт приема (поступления)
предметов на постоянное хранение во время экспедиции является первичным периодическим документом государственного учета памятников истории и культуры. Он имеет форму, представленную ранее в акте поступления.
В тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены в поле, старых заброшенных зданиях и т. Д., акты приема не составляются.
Полевая опись
является основным документом учета и научного описания собранного материала.
В заголовочных данных кроме названия документа следует указать:
– название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкретной школе или внешкольному учреждению;
– наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;
– фамилию руководителя экспедиции;
– фамилию ответственного за ведение полевой описи;
– даты начала и окончания ведения полевой описи.
Форма полевой описи представлена в приложении 2.
Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответственным за учет, описание и хранение собранных материалов.
Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов
В тетрадь записывают рассказы и воспоминания свидетелей исторических событий по изучаемой теме.
Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа. Любые исправления и дополнения делаются только лицом, проводившим запись, и в соответствии с пожеланием информатора.
Записи рекомендуется вести на одной стороне листа, а запись каждой новой беседы начинать с новой страницы.
До начала беседы по теме необходимо записать следующие данные:
– место записи (полный почтовый адрес);
– данные о рассказчике (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, место работы);
– кем и когда (дата) запись проведена. Важно также предложить рассказчику подписать запись беседы, тогда она получает права подлинного документа.
Схема оформления записи
Школа, организовавшая экспедицию, период работы___________________
№ карточки_____________________________________________________
Участник экспедиции_____________________________________________
Руководитель экспедиции_________________________________________
Тема
|
Народ
(национальность)
|
Сведения об информаторе:
ФИО, возраст, занятие
|
Место и время сбора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если информатор подпишется под сведениями в графе сведений, то полученный документ сам по себе является музейным предметом.
Следует помнить, что исторические факты, сообщенные информатором, и особенно их оценка, носят субъективный характер. Кроме того, рассказчик может забыть или перепутать отдельные детали, не помнить точных дат, географических названий и т. П. Поэтому сообщения одного информатора следует проверять в беседах с другими.
Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов включается в основной фонд музея.
Общие требования к организации хранения:
- мелкие, объемные предметы, нумизматические коллекции, геологические
образцы, археологические находки хранят в коробках, соответствующего размера, если предмет объемный его заворачивают в бумагу и хранят в ящиках. Палеонтологические образцы укладывают в ящики так, чтоб отпечаток был сверху;
- гравюры, рисунки, акварели, документы и другие виды письменных и графических материалов, а также гербарии нужно хранить в папках с клапанами. Каждый лист следует проложить бумагой, нельзя перегибать листы, иначе на сгибах со временем затрется текст, а сама бумага прорвется. Газеты, письма с фронта («треугольники») следует хранить в расправленном виде, в крайнем случае большие газетные листы, формат А2, можно сложить пополам. Папки с гербариями складываются в коробку, обернутыми в бумагу или полиэтилен, можно пересыпать их нафталином;
- фотографии, негативы, диапозитивы следует хранить в темных конвертах, или в коробках в вертикальном положении, этикетки, марки, бумажные деньги в специальных альбомах;
- географические карты, планы, стенгазеты, плакаты можно хранить свернутыми в трубку, обернув ее с обеих сторон бумагой (газетой);
- книги хранят закрытыми, вертикально, корешками наружу. Нельзя складывать печатную продукцию стопкой, так как от собственной тяжести при длительном хранении она может разрушаться, если в книге есть рисунки, гравюры, фотографии, то их следует проложить бумагой;
- одежду лучше держать на стойках, или на вешалках, обмотанных куском материи;
- оловянные изделия следует хранить так, чтоб отдельные предметы не соприкасались, медные, бронзовые, чугунные, стальные предметы необходимо оберегать от сырости и пыли, очищать их мягкими тряпочками.
Наиболее оптимальным режимом хранения считается температура воздуха от +15° до +25°С, относительная влажность 50-60 %%.
План работы музея на текущий год
Утверждаю:
директор школы
__________/_________/ Приказ _______ от __________
План работы школьного краеведческого музея
на 20__- 20__ учебный год
№
п/п
|
Виды
деятельности
|
Форма работы
|
Тема
|
Сроки
|
Ответственный
|
|
|
|
|
|
|
Литература
Гавриков А.Ю.. Руководство и планирование работы музея образовательного учреждения, Кострома-2006 г.- 37с.
Материалы Костромского областного Центра детско-юношеского туризма «Чудь» в электронном формате CD.
Рождественская С.Б. Содержание и методы этнографической работы школьников, методическое пособие- центральное рекламно-информационное бюро «Турист», М.-1988г.
Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2006.- 560с.
|