Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Камышла муниципального района
Камышлинский Самарской области
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей название МО
/Фамилия И.О./
Протокол № ___ от «__» августа ______ г.
|
«Согласовано» Зам директора по УВР
. / Фамилия И.О./
« __ » августа _____ г. |
«Утверждаю» Директор школы
/ Фамилия И.О./
Приказ № ___ от « __ » августа ______ г.
|
ПРОГРАММА КРУЖКА "МУЗЕЕВЕДЕНИЕ"
на 6-7 классы_
Составила
|
Камышла – год
Пояснительная записка
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
Авторская дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
- Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
- Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края;
- Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;
- Оформление и экспонирование материалов;
- Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
- Организация научно-исследовательской работы
- Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Концепция авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Практическая культурно-образовательная
деятельность музея
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
- Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание информационного киоска на страничке сайта школы.
- Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
- Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
- Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами , первостроителями города.
- Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:
- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.
Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления деятельности:
- Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
- Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
- Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
- Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
- Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Формы организации работы с музейной аудиторией:
- лекции;
- экскурсии;
- консультации;
- литературные и исторические гостиные;
- киносеансы;
- встречи с интересными людьми;
- исторические игры, викторины;
- проектная и исследовательская деятельность;
- использование интернет – технологий;
- создание видеопрезентаций;
- посещение школьных музеев и музеев города и области;
- оформление выставок, обновление экспозиций;
- встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Армавира, Краснодарского края и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Организация
поисково-исследовательской деятельности учащихся
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-6-х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Основные цели и задачи |
1 |
Школьный краеведческий музей. |
Экскурсия. |
Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа. |
2 |
История основания родного края. |
Беседа. |
Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края. |
3 |
Быт жителей края. |
Экскурсия. |
Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей. |
4 |
Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. |
Театрализованное представление. |
Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним. |
5 |
Легенды о нашем крае. |
Литературная гостиная. |
Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях. |
6 |
Старинные ремесла и современные мастера. |
Встречи с народными умельцами. |
Знакомство с предметным миром, историей вещей. |
7 |
Моя родословная. |
Беседа, практическое занятие. |
Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную. |
8 |
История родной школы. |
Экскурсия. |
Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям. |
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История заселения нашего края», «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Этнография», «Топонимика».
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д. (Приложение №2)
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Основные цели и задачи. |
1 |
Фонды музея. |
Лекция. |
Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея. |
2 |
Учет и обеспечение сохранности фондов музея. |
Лекция.
|
Знакомство с правилами учета и хранения документов, ведения учетной документации.
|
3 |
Классификация и систематизация музейных экспонатов. |
Практическое занятие. |
Формирование навыков составления картотек и каталогов. |
4 |
Правила хранения вещественных исторических источников. |
Лекция. |
Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея |
5 |
Исторический документ. |
Практическое занятие. |
Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов. |
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-9-х классов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Основные цели и задачи |
1 |
Роль экскурсовода в работе музея. |
Беседа. |
Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе. |
2 |
Методика подготовки экскурсий. |
Лекция. Практическое занятие. |
Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал. Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала. |
3 |
Как провести экскурсию. |
Практическое занятие. |
Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов. |
4 |
Я – экскурсовод. |
Психологические тренинги. |
Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей. |
Пройдя курс обучения учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
№ |
Тема |
Форма проведения |
Основные цели и задачи |
1 |
Введение. |
Лекция. |
Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования. |
2 |
Источниковедение и его роль в изучении истории. |
Лекция. |
Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе. |
3 |
Основные этапы работы с источниками. |
Лекция и практическое занятие. |
Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками. |
4 |
Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности. |
Лекция и практическое занятие. |
Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников. |
5 |
Оформление творческой работы. |
Лекция. |
Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта. |
6 |
Учимся строить выступление. |
Психологический тренинг. |
Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением. |
7 |
Представление результатов поисково-исследовательской деятельности. |
Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д. |
Закрепление навыков публичных выступлений. |
Содержание программы кружка «Школьный музей»
1.Вводное занятие.
Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.
Практика: Ведение музейной документации.
2.«Я — житель своего края».
Теория: История края. Посещение краеведческого музея. «Мой край прежде», «Мой край сегодня».
Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного города». Выставка по итогам акции «Виды родного края». Экспозиция «Мой край прежде», «Мой край сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.
3.Музейный работник.
Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.
4.Экспозиция «Листая школьные страницы».
Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.
Практика: Пополнение экспозиции.
5.Экспозиция «Гордость школы».
Теория: Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.
Практика: Пополнение экспозиции.
6. Символика края.
Теория: История символики края. История создания герба и флага родного края.
Практика: Выставка рисунков на тему символики родного края. Пополнение экспозиции «Наш родной край».
7.История моей семьи в истории родного края.
Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».
Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».
8.Военная история края.
Теория: Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края в ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.
Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.
9.Встреча с участниками и ветеранами ВОВ.
Теория: Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.
Практика: Фотосессия «Портрет (ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны) на фоне города». Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда – моя победа».
10.«Чтобы помнили».
Теория: Ознакомление с экспозицией (выпускники нашей школы, погибшие в Великой Отечественной войне).
Практика: Проведение экскурсии для учащихся.
11.«Деревенский быт».
Теория: Изучение материальной культуры края. Деревенский дом. Утварь. Одежда .
Практика: Пополнение экспозиции «Деревенский быт». Проведение экскурсии для учащихся.
12.Растительный и животный мир Самарского края.
Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Самарского края.
Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира родного края.
13. «Экология края».
Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.
Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.
14.Музейное сотрудничество.
Теория: Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.
Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев города.
15.«История техники».
Теория: Знакомство с развитием технической мысли. Внедрение инноваций в родном крае в ходе исторического развития. Развитие технической мысли в современном крае. Достижения науки и техники.
Практика: Пополнение экспозиции.
16. Защита творческих проектов учащихся.
17.Итоговое занятие.
Теория: Итоги работы школьного музея.
Практика: Учет экспонатов и документального фонда.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
1 |
Вводные занятия. |
1 |
1 |
2 |
«Я — житель родного края». |
1 |
1 |
3 |
Музейный работник. |
1 |
1 |
4 |
«Листая школьные страницы». |
1 |
1 |
5 |
«Гордость школы». |
1 |
1 |
6 |
Символика родного края. |
1 |
1 |
7 |
История моей семьи в истории родного края. |
1 |
1 |
8 |
Военная история края. |
1 |
1 |
9 |
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. |
1 |
1 |
10 |
«Чтобы помнили». |