ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ ГБОУ СОШ с. Камышла
Потеря уровня нравственности, краеведческая и историческая безграмотность, нежелание служить в армии, участившиеся теракты – это лишь некоторые негативные черты современного Российского общества. Школа является основной инстанцией современной действительности способной нести в общество воспитательный заряд против перечисленных пороков.
Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа своего краеведческого музея, ведущего реальную патриотическую, историко-культурную, нравственную и другую воспитательную деятельность.
Данная программа состоит из двух частей:
- Программа на текущий учебный год;
- Программа развития музея на период до 2018 года.
Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе.
В ближайших планах музея, обмен опытом с другими школьными музеями района и области, а также с краеведческими музеями более высокого значения.
Программа деятельности музея на 2016-2017 учебный год
№ |
Тема посещения музея
|
Класс (группа) |
Месяц |
1 |
«День Знаний» |
1 - 11 |
сент. |
2 |
История села |
6 |
нояб. |
3 |
ВОВ и наши земляки |
9 |
дек. |
4 |
Медаль за бой, медаль за труд |
2 |
янв.-фев. |
5 |
На войне бывает и такое |
2 |
янв.-фев. |
6 |
В боях и спорте |
3 |
янв.-фев. |
7 |
Наши воинские символы |
6 |
янв.-фев. |
8 |
Герои нашего района |
8 |
янв.-фев. |
9 |
Памятные события ВОВ на Самарской земле |
10 |
янв.-фев. |
10 |
Посещение музея. |
уч-ля |
февр. |
11 |
Посещение музея на Вечер встречи с выпускниками |
выпускники |
февр. |
12 |
Что такое музей |
1 |
март |
13 |
Откуда к нам пришла рубашка |
1 |
март |
14 |
А раньше гладили бельё? |
1 |
март |
15 |
В чем варили деды кашу |
2 |
март |
16 |
Чем и как бельё стирали |
2 |
март |
17 |
Как пришло железо в дом |
3 |
март |
18 |
Кто и как придумал музыку |
3 |
март |
19 |
Истории денег |
3 |
март |
20 |
Умельцы и лучшие люди села |
5 |
март |
21 |
Посещение музея экскурсией |
уч-ля краевед. |
апрель |
22 |
Покидая школу, не забудь… |
11 |
май |
23 |
Встреча с ветеранами |
ветераны |
май |
24 |
«Последний звонок» |
11 |
май |
25 |
Посещение музея воспитанниками пришкольного оздоровительного лагеря |
1-9 |
июнь |
В течение года в музее планируется работа по некоторым темам учебных предметов (краеведение, ОБЖ, история, литература, этикет, ИЗО, трудовое обучение, классные часы)
Выносные экспозиции
№ п/п |
Название экспозиции |
Время проведения |
1. |
Здесь была война |
середина января |
2. |
История средней школы |
февраля |
3. |
Все это война |
февраль – май |
4. |
Оружие и боевая техника войны |
февраль – май |
5. |
Герои рядом с нами |
февраль – май |
6. |
Боль Афганистана |
15 февраля |
7. |
Женщина и армия |
8 марта |
8. |
Наше старое радио |
5 мая |
9. |
День Победы |
7 – 9 мая |
10. |
Начало войны |
22 июня |
11. |
Литературно-историческая выставка |
в течение года |
Разделы (экспозиции) музея
- геологическое прошлое нашего края;
- история села Камышла;
- история средней школы;
- ленинские организации;
- наши земляки участники ВОВ;
- войны-интернационалисты и солдаты горячих точек;
- умельцы и замечательные люди села;
- учительские династии;
- медалисты нашей школы;
- комната народной старины
Деятельность музея
Поисково-исследовательская:
- походы по Камышлинскому району;
- поиск новых экспонатов и исторических фактов;
- переписка с интересными людьми;
- работа с библиотечно-архивными фондами.
Информационно-познавательная:
- встречи со знаменитыми и интересными людьми села (участниками ВОВ);
- публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;
- использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
- использование передвижных экспозиций музея;
- ведение летописи школы и села.
Экскурсионная:
- подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы:
- проведение экскурсий в музее;
- проведение экскурсий по интересным местам села.
Реставрационно-оформительская:
- оформление стендов и витрин;
- уход за экспонатами и их реставрация;
- ведение учетной документации музея.
Обеспечение учета и сохранности материалов
В музее ведется книга учета фондов.
Сохранность музейных материалов обеспечивается сторожами.
Использование музея в образовательном и воспитательном процессе.
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- проведение учебно-практических конференций.
Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах.
Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.
Во время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания.
Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение.
Все виды воспитательной работы, которые будут вестись на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.