Воскресенье, 05.05.2024, 17:54
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная История Пионерской организацииРегистрацияВход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

История Пионерской организации

 

Выполнил: Шакуров Ильдар,

ученик 8 класса ГБОУ СОШ

с. Камышла

руководитель: Бадретдинова

Галия Нуркашифовна, педагог

дополнительного образования

 

2016 г.

Содержание

Введение.

Основная часть.

  1. Зарождение пионерского движения в СССР.
  2. Пионерская атрибутика. Символы и ритуалы в пионерской организации.
  3. Пионеры в годы Великой Отечественной войны.
  4. Пионерия в послевоенное время.
  5. История пионерского движения села Камышла Самарской области.

Заключение.

Список литературы.

Актуальность проекта:

Сегодня мы наблюдаем рост интереса к истории детского и молодежного движения в России. Это определяется значением молодого поколения в жизни общества, особенно в условиях смены общественно-политических систем. В настоящее время существует много детских объединений, работающих по разнообразным программам. Но есть то, что их объединяет - пионерская организация, из которой вышли наши отцы и деды. Богатейший опыт, лучшие традиции и находки этой организации необходимо использовать в работе современных детских объединений. В настоящее время государство уделяет особое внимание патриотическому воспитанию детей и молодежи: по указу президента создается детско-юношеская организация "Российское движение школьников"возрождается ГТО (готов к труду и обороне) во всех образовательных учреждениях.

Проблема: Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни. Критическая ситуация, сложившаяся с духовно-нравственным развитием подрастающего поколения, показывает необходимость принятия мер для ее исправления.

Гипотеза: Для достижения задач, поставленных в области воспитания подрастающего поколения необходимо перенять все лучшее из пионерского движения с учетом требований современной воспитательной системы.

Цель проекта: повысить интерес детей к истории своей страны и истории пионерского движения, показать роль пионерской организации в СССР в воспитании подрастающего поколения.

 

 

Задачи:

- Познакомиться с историей пионерского движения в СССР.

- Развивать поисково-исследовательскую деятельность, пополняя тем самым материалы музея.

- Формировать гражданскую жизненную позицию на достойных примерах пионеров.

- Проследить историю возникновения пионерской организации в селе Камышла.

  • Создать фильм об истории Пионерии.

Методы проекта:

Чтение книг по истории, художественной литературы, поиск информации в сети Интернет, работа с энциклопедиями, беседы со взрослыми.

При осуществлении исследований применялись аналитический, сравнительный, монографический, абстрактно-логические методы.

1. История пионерского движения в СССР.

Пионерские группы появились в нашей стране в начале 20-х годов XX века, после гражданской войны. Основой, для пионерской организации, стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения. Еще во время гражданской войны, скаутские организации помогали разыскивать бездомных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. Первые пионерские отряды начали создаваться в феврале 1922 г. в Москве.13 февраля на базе 16-й типографии на Красной Пресне прошел пионерский сбор первого отряда. Им руководил бывший скаутмастер, комсомолец Михаил Стремяков. С конца зимы 1922г. пионерские отряды в Москве создавались в разных ее районах: в Сокольниках, в Хамовниках, на Красной Пресне... В 20-е годы пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, функционировали как объединения внешкольные. Пионеры работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.

19 мая 1922г - II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Первоначально пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти В. И. Ленина решением Центрального комитета комсомола, ей было присвоено имя Ленинской в 1924 году. В 20-е годы появляются первые пионерские газеты "Ленинские искры", "Пионерская правда", журналы ("Барабан", "Пионер"). Создаются пионерские лагеря, в 1925 году открыт знаменитый лагерь "Артек" в Крыму. Число пионеров росло, если в 1922 году их было 4 тысяч, то в 1932 году уже 6 миллионов. Пионерские объединения в этот период развиваются довольно свободно, хотя их самостоятельность изначально и была ограничена "привязанностью" к комсомолу. Создание и развитие пионерского движения в стране происходило под руководством Коммунистической партии. В резолюциях XII, XIII, XIV, XVI съездов партии, в постановлении ЦК партии "О пионерском движении" (4 авг. 1924), "О состоянии и ближайших задачах пионерского движения" (25 июня 1928), "Об итогах пионерского слета" (2 сент. 1929), "О работе пионерской организации" (21 апр. 1932), в Программе КПСС определены главные задачи Пионерской организации, место и роль Пионерской организации в системе коммунистического воспитания. По поручению КПСС комсомол осуществлял практическое руководство Пионерской организации. Программа его работы с юными пионерами строится на основе ленинских положений по коммунистическому воспитанию подрастающих поколений - связи с жизнью, с трудом советского народа. В 1929г в Москве был проведен первый Всесоюзный пионерский слет, который подытожил первый период в истории Пионерии - период становления пионерского движения. В начале 30-х годов идет "сращивание" Пионерии с системой образования. Пионерская организация функционировала по школьному принципу класс- отряд, школа- пионерская дружина- это было удобно для организации работы. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа, создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.

2 .Пионерская атрибутика. Символы и ритуалы в пионерской организации.

Во Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина действовало единое Положение о символах, атрибутах и ритуалах. Символы детской коммунистической организации — пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук и значок, горн, барабан. Символично и само слово "ПИОНЕР" (первый, первопроходец), определяющее суть жизненной позиции члена организации: стремление вперёд, творческий поиск, готовность преодолевать трудности, созидательность, товарищество, готовность прийти на помощь людям, стране, Миру.

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом.

Значок пионеров с 1923 по 1962 год претерпел ряд изменений и 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды – профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой три языка пламени.

Салют – приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.

Пионерское знамя – красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина.

Отрядный флаг – был символом чести и сплочённости пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, праздники, походы экскурсии, трудовые дела. На марше флаговый шёл непосредственно за вожатым или председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте. Флаговый должен уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!». Место хранения флага — в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранились горны и барабаны.

Названия пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер» (первый). История этих музыкальных инструментов также велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана – это призыв к пионерам, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости. Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш» и некоторые другие. Горнист отряда – это было ответственное пионерское поручение. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда за флаговым. Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда должен был уметь выполнять строевые приёмы, исполнять «Марш», «Дробь».

Ритуалы — пионерский строй, салют, почести государственному флагу СССР, Государственному флагу союзной республики, пионерскому - знамени дружины, отрядному флагу. Особое место среди ритуалов занимал почетный караул, возложение гирлянды Славы, присвоение отряду имени героя, присвоение звания «Почетный пионер».

Клятва пионеров.

Пионерская клятва - это обещание, которое даёт пионер, и которое он собирается выполнить даже ценой своей жизни.

Клятва произносилась каждым вступающим в ряды организации. Звучала клятва так:

«Я, И.Ф., вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».

Пояснения к Клятве пионеров.

"Перед лицом" - потому что пионер для дачи Клятвы выходит из строя и становится лицом к своим товарищам: лицом к лицу, перед лицом.
Товарищ - это слово из русского языка. Люди называют товарищем того человека, с которым они в силу каких-либо обстоятельств занимаются общим делом. Пионеры - товарищи по пионерской организации, они занимаются воспитанием себя и своих товарищей. Их цель - научить пионеров дружить и помочь им воспитать в себе силу духа, силу воли, мужество, выносливость и другие волевые качества для того, чтобы они смогли стать чьими-нибудь настоящими друзьями и верными товарищами.
Торжественно - потому что человек вступает в пионеры и даёт пионерскую Клятву один раз в своей жизни, и это для него праздник, торжество.
Клянусь – значит, даю обещание, которое собираюсь выполнить даже ценой своей жизни. Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь - означает, что пионер, торжественно давая Клятву, призывает в свидетели своих товарищей для того, чтобы в минуту слабости ему было стыдно не только перед самим собой, но и перед своими товарищами.????????????

В пионеры принимали детей 9 – 10 лет в канун дня рождения В.И. Ленина (22 апреля), тех, кто хорошо учился, был активным участником школьных дел.

Законы пионеров.

Законы юных пионеров – свод основных правил жизнедеятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер равняется на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.

Пионер – лучший в учёбе, труде и спорте.

Пионер – честный и верный товарищ, всегда стоящий за правду.

Пионер – товарищ и вожатый октябрят.

Пионер – друг пионерам и детям трудящихся других стран.

Выполнять законы пионеров – значит всегда и во всём быть верным заветам великого Ленина, своему честному пионерскому слову, дорожить пионерским галстуком, высоко нести Красное пионерское знамя.

Таким образом, данная символика пионерской организации служила воспитанию подрастающего поколения в духе преданности своей Родине, помогала готовиться стать защитником своей страны, воспитывала чувства товарищества.

У пионеров была своя форма (напоминающая скаутскую). Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой (иногда голубой) пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве, синих брюк для мальчиков и синей юбки для девочек; летом (особенно в летних пионерских лагерях) у мальчиков брюки заменялись на пионерские шорты, обычно синего цвета. В дополнение был специальный пионерский ремень обычно светло-коричневого цвета. В парадных случаях надевались белые носки или гольфы. В некоторых крупных пионерских лагерях ношение пионерской формы было обязательным, а также у разных отрядов вводились свои модификации пионерской формы. В школах пионеры обычно ограничивались ношением галстука и пионерского значка со школьной формой.

 

4. Пионерия в послевоенное время.

После окончания Великой Отечественной войны пионеры занимались в городе: сбором металлолома, макулатуры, посадкой деревьев в парках, в сельских районах выращиванием мелких домашних животных, работали в колхозах. В этот период Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина превращается в сверхмассовую.

На рубеже 50-60-х годов XX века по иному заработали Советы пионерской организации, появились пионерские штабы и другие формы привлечения ребят к управлению делами своей организации, был открыт Всесоюзный пионерский лагерь "Орленок", который многие годы был настоящей лабораторией передового опыта и "школой актива". В 1967 году были приняты Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, Положение "О старшем и отрядном вожатом" и ряд других важных для существования организации документов.

В 60-е годы по инициативе газеты "Пионерская правда" взяли старт спортивные соревнования "Кожаный мяч", "Золотая шайба", стала проводиться Всесоюзная военно-спортивная игра "Зарница".

Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась и в 70-80 годы. В 1970 году в пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн. пионеров. В эти годы реализовывались комплексные программы пионерской жизнедеятельности под названием "Марши пионерских отрядов" (1970-1982) и "Марши юных ленинцев"(1982-1987). Эти программы ориентировали ребят на созидание, способствовали становлению их гражданственности, развитию творчества, помогали формировать товарищеские отношения в пионерских коллективах . Однако позитивного потенциала, заложенного в решениях 60-70 годов, хватило не надолго.

За всё время существования Всесоюзной пионерской организации в её рядах побывало более 210 млн. человек.

В середине 80-х годов начинается предкризисный этап в советской Пионерии накапливаются противоречия, так а именно будучи тесным образом связанной со школьной системой, став государственно-общественной организацией, охватившей многие миллионы ребят(в середине 80-х около 20 миллионов детей) Всесоюзная пионерская организация теряет свой самостоятельный характер, утрачивает внутренние стимулы к развитию.

В 1991 году пионерская организация закончила свое существование. Принимались попытки ее реформировать, но в прежнем масштабе создать детскую и юношескую организацию не удалось. Появилось множество других общественных организаций, приемников пионерской, образованных с участием детей и их интересов.

5. История пионерского движения села Камышла Самарской области.

История пионерии в нашем крае неразрывно связана с историей села и особенно с историей школы. В 1923 году было принято правительственное решение о строительстве школы в селе Камышла. К началу 30-х годов деревянная школа была построена и располагалась на месте современного Дома культуры. По всей стране шло сращивание пионерии с системой образования. Пионерская организация функционировала по школьному принципу класс- отряд, школа- пионерская дружина- это было удобно для организации работы. Именно с этого периода в моей работе начинается отсчет истории пионерии села Камышла. Сохранилась фотография первого пионерского отряда Камышлинской школы 30-х годов. Известно, что до войны пионервожатым школы некоторое время работал Шайхутдинов Инсаф Шайхиевич. В 1939 году он был призван в ряды Красной армии, а затем на фронт. В начале войны из Ульяновска в Камышлу было эвакуировано педагогическое училище, оно располагалось в здании современного Центра Семья. Это обстоятельство внесло большой вклад в развитие образования в районе. В 1957 году педучилище переехало в город Бугуруслан, а в его здании открылась семилетняя школа, где преподавание предметов шло на татарском языке.

В годы войны пионеры Камышлинской школы продолжали учебу, устраивали пионерские сборы, на которых обсуждали успеваемость учащихся, проводили смотры художественной самодеятельности, помогали пожилым людям, работали в колхозе.

В послевоенные годы пионерское движение становится еще более массовым и более значимым. Дружине Камышлинской средней школы было присвоено имя трижды Героя Советского Союза Покрышкина Александра Ивановича. Инструктором по обучению пионервожатых школ в районе в начале 50-х годов была Шарипова Зубарзят Фархутдиновна.

В 50-е годы старшими пионервожатыми Камышлинской средней школы были: Мансурова Фания, Ахмадуллина Газида Фаттыховна, Шарапова Нажия Минутдиновна, Жупикова Валентина Ивановна. Деятельность пионерских отрядов заключалась в том, что они проверяли занятость детей; организовывали тимуровские команды; участвовали в художественной самодеятельности; проводили тематические пионерские сборы по патриотическому воспитанию; работали на пришкольном участке и в колхозах. В Камышле тогда было 3 колхоза: им. Молотова (в стороне поселка Бузбаш), им. Кирова (в сторону села Давлеткулово), центральный колхоз назывался Яна тырмыш. Пионервожатые совместно с классными руководителями организовывали походы по родному краю, экскурсии на предприятия села, такие как: цех деревянного кустарного производства, где изготавливали колеса, сани, телеги; маслопром. Ученики школы оказывали помощь на фермах (МТФ) молочно-товарной, (ОТФ) овцеводческо-товарной; (ПТФ) птицеферме. На фотографии они расчищают территорию птицефермы от снежных заносов.

В 1957 году в Камышле образовался Дом пионеров. Директором Дома пионеров была Шарапова Нажия Минутдиновна. Первоначально это был досуговый центр. Кружков было немного: юннатов, шашечный, спортивный. Но постепенно число новых детских коллективов росло, открывались новые кружки: горнистов и барабанщиков, драматический, его вела Валитова Дильбера Мухтабаровна, шахматный - руководителем был Эдуард Батюшев.

После Нажии Минутдиновны, директором Дома пионеров стала Гафарова Танзиля. Дом пионеров был центром методической работы с пионервожатыми школ района. Разрабатывались новые методики, которые раздавались по школам района. Форма работы в пионерских организациях постоянно совершенствовалась. В 1958 году по постановлению VIII Пленума ЦК ВЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи) в школы стали направлять отрядными вожатыми комсомольцев с производства им вручалась Комсомольская путевка. Первый показательный сбор для всех старших пионервожатых всех школ района проходил в Камышлинской 7-летней школе (нынешнем здании Центр Семья). Старшей пионервожатой Талипова Альфия.

Летом на опушке леса, у родника близ поселка Бузбаш, размещался пионерский лагерь, куда со всех школ района съезжались дети. Жили в палатках. В700 под звуки горна поднимались пионеры, делали зарядку под музыку баяна (баянистом был Андрющенко Федор Дмитриевич). Затем проходила линейка, где сообщался план мероприятий на день. Завтрак. Проводились различные мероприятия: разводили костры, пели песни…. Пионервожатыми в лагере в летнее время работали студенты ВУЗов.

С 1963 года директором Дома пионеров работала Ханнанова (Валиева) Наиля Газизовна. Наиля Газизовна родилась в селе Камышла 16 марта 1940 года. Окончила среднюю школу, трудовую деятельность начала 5 сентября 1960 году старшей пионерской вожатой средней школы, в 1961 году – старшая пионерская вожатая района. В 1964 году открылось новое здание Камышлинской средней школы, в которой по ее словам обучалось 640 детей. Пионерская дружина продолжала носить имя Покрышкина А. и состояла из 15 отрядов. Председателем совета дружины была Тахаутдинова Таслимя Гаязовна. В каждом отряде были пионерские звенья, состоящие из 7 – 8 человек. Командира отряда и звеньевых выбирали учащиеся на классном собрании. В каждом звене распределялись функции между его членами: одни отвечали за успеваемость, другие за спорт, третьи за культурно- массовые мероприятия. Пионерское звено брало шефство над пожилыми людьми и раз в неделю оказывало им помощь по хозяйству.

В 1963 году Камышлинский район присоединили к Похвистневскому, а в 1965 г к Клявлинскому. Галимова Венера Хамитовна с 1963года работала старшей пионервожатой Новоусмановской школы, а за хорошую работу в1965году была переведена заведующей школьным отделом РК ВЛКСМ Клявлинского района. Она курировала работу пионерских организаций, с ее непосредственным участием проходили торжественные линейки, сборы, пионерские слеты.

В годовщину Октября (7ноября) самых лучших октябрят на общешкольном пионерском сборе принимали в пионеры. Пионерские галстуки повязывали самые уважаемые люди села: ветераны войны, учителя-пенсионеры, передовики производства. А 22 апреля – в день рождения В. И. Ленина в парке, у памятника вождю, торжественно происходил массовый прием в пионеры учащихся школ села Камышла.

У каждой пионерской дружины было свое знамя. Оно хранилось в пионерской комнате школы. Нет знамени - значит, нет дружины. Сбор дружины начинался с торжественного вноса знамени. В это время все отдавали салют. Так пионеры приветствовали знамя, каждый пионер берег знамя дружины, флаг отряда и свой галстук.

Лучшие комсомольцы старших классов назначались вожатыми в пионерские отряды. Они готовили их к различным мероприятиям, помогали в учебе. В Доме пионеров ежемесячно проводилась учеба пионерского актива школ района: вожатых, председателей советов дружины.

При доме пионеров работали кружки:

- Радиотехнический – руководитель Копылов Анатолий Петрович. В областной выставке занимали призовые места.

- Фотокружок – Салахов Фахразы Резатдинович.

- Кройки и шитье – Нуртдинова Эмма Мухамадиевна.

- Шахматный – Мельников Иван Иванович.

- Рукоделие (вязание) – Нуртдинова Эмма Мухамадиевна

- Авиамодельный.

- Танцевальный.

- Театральный.

Пионерские вожатые 60-70-х годов: var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Сайт ГБОУ СОШ с. Камышла Самаркая область
  • Сайт Козловой Татьяны Ивановны учителя истории ГБОУ СОШ с. Камышла
  • Похвистневский Ресурсный центр
  • СИПКРО
  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz