Школьный музей может стать не только местом накопления разного рода материалов, но и местом краеведческой работы.
В настоящее время в школьном музее представлены разнообразные археологические материалы. Здесь есть окаменелое дерево палеозойской эры, брахиоподы (эти плеченогие известны с раннего кембрия; наибольшего расцвета достигли в девоне. На рубеже раннего и позднего палеозоя часть отрядов вымерла; в каменноугольном и пермском периодах господствовали отряды продуктид (Productida) и спириферид (Spiriferida). После пермско-триассового вымирания сохранились 4 отряда, дожившие до наших дней), железные и костяные орудия труда, обломки глиняной посуды.
Несколько экспонатов собранны на окраине территории деревни Балыкла, фрагменты предметов быта и украшения.
Музею переданы обломки греческих глиняных сосудов IV-I вв. до н. э. из городища Фанагория, что находится неподалёку от современного посёлка Сенной в Краснодарском крае. В большом количестве представлены монеты более позднего времени и положено начало экспозиции нумизматики.
В школьном музее наряду с большой собирательской деятельностью проводится и исследовательская работа. Так, во время походов по родному краю были проведены неглубокие археологические разведки отдельных участков деревень района.
Основной формой, используемой в работе краеведческого кружка по сбору новых археологических материалов, является проведение экскурсий и походов с учащимися. Вообще же такие экскурсии и походы имеют более широкие цели. Они используются для повторения и закрепления материала некоторых тем курса истории (наш Камышлинский район - место, где проходили со своими отрядами Степан Разин, Емельян Пугачёв, Василий Чапаев) а также для расширения знаний учащихся о настоящем и прошлом родного края. Ценность экскурсий по местным историческим и археологическим памятникам заключается в том, что учащиеся приучаются самостоятельно наблюдать и анализировать сложные явления исторической жизни, делать выводы из своих наблюдений, приучаются бережно относиться к древним памятникам, приобретают простейшие навыки в ориентировке на местности, в составлении схематических планов, профилей и производстве измерений на местности, фотографировании и т. п.
Другой формой, часто используемой в работе кружка, являются индивидуальные задания по осмотру и обследованию отдельных объектов в свободное от занятий время.
При этом все члены кружка "Музееведение" знают, что самовольные раскопки и уничтожение памятников запрещены законом, что исторические и археологические памятники являются всенародным достоянием и состоят под охраной государства. Поэтому сбор коллекций происходит за счет тех вещей, которые можно найти в разрушенных частях памятников (на обрывах, в вымоинах, на пашне, в окопах или в кладоискательских ямах).
Обработка материалов, собранных летом, производится главным образом в осенне-зимний период непосредственно в музейной комнате в свободное от уроков время. Здесь же на заседаниях кружка учащиеся делают сообщения о проделанной работе, проводят беседы, слушают доклады о результатах экскурсий и походов. Учащиеся сами оформляют экспонаты и коллекции. Для учащихся такие занятия особенно полезны, так как они вырабатывают привычку работать самостоятельно.
|