Взаимодействие участников воспитательного - образовательного процесса в рамках представленного воспитательного проекта «Наследники памяти дедов и отцов»
Важным направлением работы объединения является работа с родителями обучающихся. На начальном этапе родители не проявили должный интерес к изучаемой проблеме, так как многие из них недооценивают значимость истории и культуры Малой Родины в жизни своих детей. Нелегко повернуть сознание родителей, обратить их взор в далекое прошлое нашего края, чтобы понять и принять веками накопленный опыт наших предков.
В течение года организуем и проводим совместно с родителями акции: «Мои прадеды – фронтовики», «Весенняя неделя Добра», «Осенняя неделя Добра», «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистое село».
Совместно с родителями разрабатывается оформление уголков, заинтересованные родители сами и совместно изготавливаются разнообразные дидактический материал по патриотическому воспитанию, раздаточный и наглядный иллюстративный материалы для совместной деятельности с детьми.
Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для духовно-нравственного становления детей вне школы, наладить контакт с семьёй.
Модель эффективного взаимодействия «ученик – родитель - учитель» по основным направлениям:
Информационно- просветительское направление
Цель - познакомить родителей с культурой и историей Малой Родины, пробудить к ней интерес. Поэтому были выбраны следующие формы работы с родителями:
- Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) – «Наследники памяти дедов и отцов», «Моя родословная», «Использование малых групп в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с историей семьи» и другие;
- Папки-передвижки, информационные стенды – «Память о войне», «Участникам локальных войн посвящается», «Эхо Чернобыля…» и т.д.;
- Проведение совместных выставок сотворчества с детьми – газеты «Сталинградская битва», «Мои прадеды – участники Великой Отечественной войны», «Моя родословная», «Мой папа - солдат», составление брошюр.
- Оформление альбомов «Здесь тыл был фронтом», «Я и моя семья».
Патриотическое направление
Цель: помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.
Работа класса в этом направлении начинается со знакомства с родословной семьи. Каждая семья выпускает газету «Моя родословная», где выделяется новый проект о прадедах-участниках Вов. В подготовке, оформлении, составлении мини-проектов участие принимают и родители, и дети. Следующий этап-защита этих работ на ежегодной школьной конференции «Юные дарования». Цель таких проектов – повысить самооценку детей и родителей, развивать исследовательские способности, просто подружить всех между собой, постараться сплотить взрослых и детей в единый коллектив. Многим родителям интересно, как ведут себя их дети, как общаются со сверстниками, отвечают на вопросы, выполняют задание.
Присутствуя на занятиях, родители ощущают личную причастность к деятельности своих детей и принимают на себя определенную ответственность за успех всего класса. Родители знакомятся с новыми тенденциями воспитания детей. Они получают дополнительную информацию о своем ребенке, его друзьях, работе учителя. Кроме того, родители учащегося могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями.
Родительская учеба становится для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки воспитания.
Результативность данной работы проявляются в различных аспектах:
- улучшение взаимоотношений с ребенком, установление взаимопонимания и дружеского контакта;
- постоянное обдумывание проблемы о значении и месте ребенка в жизни родителей: чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
- осознание родителями значимости своей роли мамы и папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
- оптимистический взгляд родителей на решение семейных проблем;
- проявление родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Сотрудничество с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка.
Одной из форм работы с родителями, пользующейся хорошей репутацией у родителей, является вечер вопросов и ответов. Проводятся такие вечера после проведения диагностики тех родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты, представители общественности. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Лучше их проводить совместно с учащимися. Можно предложить примерные темы вечеров и ответов для родителей:
- Индивидуально-возрастные особенности детей.
- Отцы и дети: преодоление вечного конфликта.
- Как научить детей правильно учиться.
- Ответственность перед законом: что нужно знать и детям и родителям.
Оздоровительное направление
Цель: формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие общества, учащегося и его семьи.
Содержание деятельности:
1. Привлечение родителей к совместным оздоровительным мероприятиям;
2. Проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;
4. Обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий работы детского общества.
Предлагается в течение года проводить следующие мероприятия:
- «День здоровья» совместно с родителями;
- Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- тематические родительские собрания «За здоровый образ жизни» с привлечением специалистов, которые раскрывают особенности организации питания и закаливания школьников;
- «День туриста» с привлечением родственников для кратковременных походов и экскурсий.
Художественно-эстетическое направление
Цель: формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.
Содержание деятельности:
1. Приобщение к национальному и мировому наследию;
2.Стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;
3. Организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.
В художественно-эстетическом направлении участие родителей позволяет неформально подойти к организации концертов, творческих программ, литературно-музыкальных вечеров. В этом направлении предлагается организация концерта с участием родителей, где родители и учащиеся играют главные и второстепенные роли. В школе стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и родителей воспитанников. Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, а значит духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.
Самоуправление в классном коллективе
работает по заданной схеме:
Социально-значимые проекты патриотической направленности
|
Реализация в классе воспитательного проекта «Наследники памяти дедов и отцов», стало началом разрешения возникших противоречий, так как именно детское творческое объединение дает возможность учащимся участвовать в социально-значимой деятельности. Такая деятельность помогает: научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, освоить новые социальные роли, правовые и нравственные нормы.
За 3 года реализации воспитательного проекта стало для учащихся класса с одной стороны – исключительно важной средой самореализации, с другой – важнейшим фактором социализации.
Цель самоуправления:
Формирование саморазвивающейся личности.
Основные задачи самоуправления:
- Создавать условия, способствующие развитию личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе.
- Создать единый коллектив учащихся и учителей на основе сотрудничества.
Основные принципы самоуправления:
- принцип самостоятельности
- принцип ответственности
- принцип гласности
- принцип коллективности
- принцип преемственности
Структура самоуправления:
Конференция – высший руководящий орган, созывается 1 раз в четверть. Конференция полномочна решать все вопросы деятельности классного коллектива. На конференции планируется работа класса, обсуждаются и принимаются программы по организации праздников, акций, помощи пожилым, инвалидам, сиротам.
Совет – руководит деятельностью класса в течение всего учебного года, между конференциями. Конференцию возглавляет председатель. В совет классного коллектива входят группы историков, аналитиков, социологов, экологов, культурологов, экспертов, правоведов, экскурсоводов
Обязанности членов Конференции:
Председатель – направляет работу членов Конференции, председателей на организацию дел в группах в соответствии с планом работы и решениями конференции, контролирует работу групп.
В процессе развития ученического самоуправления проявляются тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается его уровень самостоятельности и социальной активности. Кроме того, степень участия в самоуправлении определяет уровень личных достижений школьников.
Классный коллектив включает в себя 8 групп, которые ведут активную деятельность в своем направлении. Учащиеся, ставшие членами группа, совместно с руководителем, с родителями разрабатывают сценарии общешкольных мероприятий и занимаются их воплощением в жизнь. Они становятся исполнителями и осуществляют постановки агитбригад, т.е. занимаются различными видами социальной деятельности, необходимыми в каждом конкретном случае. Регулярно Конференция объединения собирается на рассмотрение и анализ проведенных мероприятий. Учитываются все плюсы и минусы, проводится поэтапное обсуждение, оформляется протокол, который сохраняется до следующего мероприятия. Основная работа нашего классного коллектива направлена на создание благоприятной обстановки, дарить людям радостные и незабываемые впечатления. Каждое структурное подразделение работает по своей программе.
|