Краткое описание воспитательного проекта
«Школьный музей, как площадка приобщения современных школьников к исторической памяти народа»
|
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис патриотических идеалов. Кризис затрагивает патриотизм и ценностно-мотивационную сферу культуры. Традиционные ценности и идеалы перестают убеждать и воодушевлять. Ощущается апатия, утрачивается смысл жизни и патриотическая инициатива. Кризис патриотизма не ограничивается сферой науки, образования. Он проявляется и в обыденной жизни, в низком уровне патриотического воспитания, в растущей агрессивности подрастающего поколения, росте преступности, Но самым глубинным проявлением этого кризиса выступает деформация личности. Такая личность полностью включена в конкретную социальную среду, подчинена достижению личностных, престижных целей. Во многих семьях основное место в жизни детей занимают, сомнительными по своему содержанию телевизионные передачи и компьютерные игры, где главными героями являются уродливые монстры. Телевидение нередко несет с экрана негативные тенденции к заполнению патриотического пространства разными видами шоу, произведениями низкого качества и эстетического вкуса; социум не дает возможности детям реализовать себя как творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Таким образом, в настоящее время в современной педагогике актуализировалась проблема необходимости воспитания в наших детях патриотизма и духовности на основе этнокультурных традиций своего народа, его истории.
Проект воспитательной работы в классе «Школьный музей как площадка приобщения современных школьников к исторической памяти народа» направлен на решение проблемы воспитания гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее. Опыт гражданского воспитания через социальное партнёрство используется в течение пяти лет.
С целью выявления нравственной позиции учащихся 5 В класса (я являюсь классным руководителем) в начале 2020-2021 учебного года в классе было проведено входящее анкетирование по А.Г.Маклаковой и С.В.Чермяниной, которое показало следующие результаты:
1. Число детей, которые взаимно отрицают друг друга (т.е. не могут совместно выполнять какую – либо деятельность) составляет - 35% (высокое). Классу свойственна низкая сплочённость коллектива. Доказательство тому наличие микрогрупп в классе.
2. Снижено число учащихся со сформированной нравственной позицией:
Уровень
|
Позиция
|
5 кл
|
1
|
Нравственная позиция
|
50%
|
2
|
Безнравственная позиция
|
-
|
3
|
Несформированность отношений
|
50%
|
Уровень
|
5 кл
|
Низкий уровень коммуникативных способностей
|
18%
|
Ниже среднего уровень коммуникативных способностей
|
10%
|
Средний уровень коммуникативных способностей
|
10%
|
Выше среднего уровень коммуникативных способностей
|
26%
|
Высокий уровень коммуникативных способностей
|
36%
|
Из таблиц видно несоответствие полученных результатов с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности. Определен национальный идеал воспитания, который задает ориентиры организации воспитательной деятельности в школе: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Таким образом, я выявила проблему - недостаточно эффективная работа классного руководителя и родителей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, необходимость повышения гражданственно- правовой компетенции учащихся с помощью механизмов социального партнерства и музейного дела.
Это приводит к дезориентации детей, к разрыву ценностного пространства многих поколений, что для школы создает большую проблему: все сложнее становится убедить воспитанников и их родителей в необходимости изучения истории своего края, малой родины, а также культуры и традиций своего народа.
Я считаю, одним из средств формирования базовых национальных ценностей, могут стать ИКТ, проектирование, исследовательская работа, социальное партнёрство и музейное дело. И решила применить на практике эти технологии.
Основная цель данного опыта - проекта сформировать нравственную позицию и устойчивый интерес детей к изучению и сохранению истории и культуры российского народа, готовности к социально- значимой деятельности, развивать коммуникативные способности учащихся СОТ и средствами социального партнерства и музейного дела.
Для достижения выбранной цели были определены следующие задачи:
- Обогатить представления обучающихся о культурном наследии родного края, о его историческом прошлом.
- Воспитывать у обучающихся чувство национальной гордости за свою принадлежность к российскому народу.
- Воспитывать уважение к защитникам российской земли и чувство благодарности за их подвиги.
- Формировать экологическое сознание, способность бережно относиться к природе родного края, активно действовать
- Способствовать формированию понятия о значимости семейных ценностей, умение видеть, понимать, создавать прекрасное в человеческих отношениях.
- Активизировать участие родителей в деятельности художественно-эстетической направленности.
- Освоить методический инструментарий проектирования, социального партнерства и музейного дела.
- Применить проектирование, социальное партнерство и музейное дело в воспитательной работе с уч-ся.
Гипотеза исследования состоит в том, что ресурсы социального партнерства будут использованы более эффективно, если планировать и осуществлять взросло-детское проектирование и сотрудничество с гражданственно-правовыми компетенциями. Если я буду применять социальное партнерство в воспитательной работе с уч-ся, то повысится сформированность нравственной позиции и коммуникативных способностей уч-ся, что будет способствовать становлению высоконравственного, творческого, компетентного патриота России.
Актуальность и перспективность предлагаемой системы воспитательной работы обеспечивается ее направленностью на реализацию задач федерального государственного образовательного стандарта, предусматривающего решение широкого круга воспитательных задач, формирование общечеловеческих ценностей, которые можно реализовать через метод социального партнерства. «РАО Г.Н. Волкова: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической общности»,- подметил академик Г.Н. Волкова.
Появилась идея использования истории и культурного наследия наших предков как эффективного средства духовно-нравственного, патриотического воспитания школьников. С этой целью в классе мною реализовываться воспитательный проект «Школьный музей, как площадка приобщения современных школьников к исторической памяти народа» на основе социального партнерства и музейного дела.
1. Какие знания приобретут воспитанники в результате реализации проекта?
Почти в каждом доме можно найти книги, посвященные Великой Отечественной войне: «Книга Памяти», «Они защищали Родину», «Они ковали Победу». Большая кропотливая работа, созданная на базе архивных данных в школьном краеведческом музее, должна быть продолжена.
2. Чему научатся?
- Углубят знания об истории родного края, о судьбах людей, которые в нем проживают.
- Появится потребность в совершении нравственных поступках в отношении старшего поколения.
- Чувству патриотизма и гордости за страну.
- Чувству благодарности в отношении людей старшего поколения.
3. Какие убеждения будут сформированы у воспитанников?
- Формирование у обучающихся духовно-нравственных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
- Создание условий для творческой самореализации личности, обеспечения досуга учащихся во внеучебное время;
- Формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;
- Формирование и развитие потребности в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми;
- Формирование гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
- Сохранение и приумножение историко-культурных традиций школы, села.
4. К каким идеалам и ценностям жизни приобщатся воспитанники?
- Повышение интереса у молодого поколения и появление ярких положительных эмоций по отношению к старшему поколению.
- Непосредственное общение поколений (рассказы старшего поколения о героическом прошлом, о Великой Отечественной войне, о накопленном жизненном опыте и т.д.).
3. Воспитание патриотического чувства, чувства гордости и ответственности у молодого поколения по отношению к своим дедам и прадедам.
- Какими станут?
Людьми с активной гражданской позицией и патриотизмом, как основа личности гражданина России.
6. Что поможет в реализации поставленных целей
Проект включает в себя теоретические, так и практические формы занятий (создание музейных экспозиций, восстановление экспонатов, экскурсии, походы). Теоретические занятия будут проводиться в учебные дни во время внеурочной деятельности, практические занятия нужно проводить в календарные выходные дни. Такая форма занятий, как выход к ветерану войны, их потомкам требует понимания и осмысления увиденного и услышанного.
После каждой встречи с участником или ветераном войны будет проведен анализ, обсуждение встречи: что больше запомнили дети, какое событие в жизни ветерана, труженика тыла осталось в их памяти, какое человеческое чувство надо было иметь, чтобы выстоять, выжить и победить врага! Эти занятия для детей будут настоящими уроками мужества, уроками нравственности.
|