Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Камышла
муниципального района Камышлинский
Самарской области
Исследовательская работа на тему:
«Мой прадедушка Хайбрахманов Загит Лутфурахманович –
участник Великой Отечественной войны»
Выполнила ученица:
Ямалдинова Лиана
Ученица 5 «Б» класса
Руководитель: Козлова Т.И.
учитель истории и краеведения
с. Камышла 2016 год
Содержание
1. Введение……… ………………………………………………………..…......3
2. Основная часть. Бессмертный подвиг моего прадеда –
Хайбрахманов Загит Лутфурахманович …………………………………….…5
Жизнь до войны……………………………………………………………..…...5
Жизнь на войне……………………………………………………………..…….5
Жизнь после войны…………………………………………………………..….8
3. Заключение ……………………………….……………………………………8
Список используемой литературы ………………………….............................9
Введение.
Сколько горя и несчастья
Принесла война.
И нам об этом забывать
Никогда, друзья, нельзя.
Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Война… Как много говорит это слово. Война - это горе, слезы. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Война - это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти.
Оттого долгожданный День Победы - «это праздник со слезами на глазах».
Отгремели бои в далёком прошлом… Но живы воспоминания о тех, кто шестьдесят девять лет назад спас мир на нашей земле. Их помнят дети, внуки, правнуки.
9 мая занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках литературы, истории, классных часах много времени уделяется изучению материала, связанного с Великой отечественной войной. К сожалению, очевидцев этой страшной войны с каждым годом становится меньше. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.
Мой прадедушка отстаивал свободу и светлое небо над нашей страной в этой страшной и жестокой войне, но его военный путь оказался очень тяжёлым. Мне хочется рассказать о том, сколько испытаний встретилось на его жизненном пути. Этим и было продиктовано мое желание познакомить со своими исследованиями, как можно больше моих друзей.
Проблема: До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов. Я тоже не знаю о своем прадедушке и испытываю досаду от этого.
Гипотеза: мой прадед Хайбрахманов Загит Лутфурахманович был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внес посильный вклад в Великую Победу.
Цель моей работы: изучить историю жизни моего прадеда, узнать, какой след оставила война в его жизни и судьбе и показать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Задачи:
1.Изучить подробно биографию моего прадедушки на основе сохранившихся в семейном архиве документов, газетных статей, фотографий и провести беседу с родственниками.
2.Найти информацию о моем прадеде в интернете.
3.Установить, где и в каких войсках он воевал.
При выборе методов исследования, я использовала беседы с дедушкой, бабушкой, изучал документы и фотографии, награды прадедушки, изучала художественную литературу.
Самое главное, я поняла, что всё уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Тема эта актуальна
Во все времена.
Помнить прошлое надо
И детям, и взрослым всегда.
Хайбрахманов Загит Лутфурахманович
- участник Великой Отечественной войны.
Жизнь до войны.
Собрав небольшой, но ценный материал об историческом прошлом нашей семьи, я многое узнала об уникальных событиях фронтового пути моего прадеда, который принимал участи в Отечественной Мировой войне. Звали моего прадеда Хайбрахманов Загит Лутфурахманович. Родился мой прадед 1921года в селе Камышла, а умер 1999 году и похоронен на кладбище с. Камышла. Вырос мой прадед в селе Камышла, в крестьянской семье. Учился в Камышлинской школе и работал в колхозе «Правда». Он любил мастерить из дерева. Его семья занималась животноводством. Держали много голов коров, лошадей, овец. Занимались овощеводством. В 19 лет женился на скромной и красивой девушке Минзада. Через год родился первенец – сын Ринат. Но началась война…На войну его призвали, когда ему было всего 20 лет.
Жизнь на войне.
Воевал он в Украине в районе города Харьков. На войне моего прадеда ранило разорвавшимся снарядом. Его прикрыло землёй и долго не могли найти. После долгого лежания в сырой земле он остался глухим и стал инвалидом. Получил контузию, в связи с этим его комиссовали. Он вернулся домой.
Из сайта «Подвиг народа» и «Память народа» я нашла сведения и о своем прадедушке , участвовавшем в Великой Отечественной войне.

Жизнь после войны.
Вернулся он с войны в 23 года. Устроился работу в колхоз. У них с женой Хайбрахмановой Минзадой Фатыховной. Родились еще шесть детей. Моя прабабушка не воевала на войне. Она – труженица тыла. Проработала трактористкой. Имеет звание «Ветеран труда». Они воспитали чудесных, трудолюбивых, умных детей. Из них моя родная бабушка Фания. Которая всю жизнь проработала на ферме. Имеет звание «Ветеран труда».
В жизни я его не видела, даже, если так я очень горжусь своим прадедом.
Заключение.
«Основной долг всех последующих поколений нашей страны – долг перед поколением победителей – сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта».
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Список используемой литературы.
1.Семейный архив.
2. «Книга памяти» Самарской области.
3. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
4. Рассказы дедов и родителей.
|