Суббота, 18.05.2024, 18:44
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Механизм открытия музея

Механизм открытия музея

ПАСПОРТИЗАЦИЯ

Для вновь созданных музеев комиссия по паспортизации совместно с руководителем школьного музея заполняет документы:

 

Заявка (письмо-ходатайство) о присвоении статуса «Школьный музей» (Музей образовательного учреждения) в областную комиссию по паспортизации.

 

Выписка из решения педсовета о создании в школе музея и выписка из Приказа по школе об открытии музея и назначении руководителя музея.

 

Форма «Характеристика работы музея». Форма № 4.

 

Учетная карточка музея. Форма № 2.

 

Фотографии экспозиции музея, мероприятий, буклеты, вырезки из газет, копии дипломов, грамот, которые показывают успехи в работе музея, выписки из книги отзывов о работе музея и другой иллюстративный, наглядный материал, который показывал бы работу музея.

 

Все указанные документы высылаются в адрес областного центра детско-юношеского туризма «Чудь»: 156005, г. Кострома, ул. Лесная, д. 25-А. Телефон: 31-47-62.

 

Документы по паспортизации школьных музеев заверяются печатью управления образованием и членами комиссии.

 

Организация деятельности музея возможна при наличии:

– актива учащихся, способного осуществлять системати­ческую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно– просветительную работу;

– руководителя-педагога, при активном участии в музей­ной работе педагогического коллектива школы;

– собранной и зарегистрированной в книгах поступлений музейной коллекции, дающей возможность создать музей оп­ределенного профиля;

– экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям; оборудования, обеспечивающего сохранность музейных предметов и соблюдение условий их показа;

-помощи администрации школы, всего педагогического коллектива и учащихся школы.

 

Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.

                                                           Секретарь :___________/_____________/

                                                          Директор школы:__________/_________/

 

Решение об открытии музея согласо­вывается с районными отделами образования и культуры, аттестационной музейной комиссией и оформляется приказом директора-школы. 

                       МП.                   Директор школы:_______________/________/

 

В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа считается датой основания музея.

Директор общеобразовательного учреждения и руководи­тель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея.

Профиль школьного музея определяется педагогической направленностью и характером имеющихся коллекций памят­ников истории и культуры, природы и т. д.

Профили музея:

- исторические (широкой тематики, включаю­щие несколько тем, или по

  отдельным темам истории школы, истории района и т. п.),

- Боевой Славы,

- литературные и худо­жественные,

- естественнонаучные (географические, охраны при­роды, геологические),

- этнографические,

 - народного творчест­ва,

- мемориальные,

- военно-исторические,

- комплексные,

- краеведческие и т. д.

Для регистрации школьного музея заполняется учётная карточка музея:

 

 

лицевая сторона карточки

 

обратная сторона карточки

 

 

Форма 1

«______»_________________20____г.

Район (город)_________________________________

Итоговый акт сверки наличия фонда с учетной документацией

 

(наименование музея)

Мы, нижеподписавшиеся члены комиссии по паспортизации, в составе:

Председатель: ф.и.о., должность__________________________________________

 

Члены комиссии:

Ф.и.о., должность_______________________________________________________

Ф.и.о., должность_______________________________________________________

Ф.и.о., должность_______________________________________________________

Действующей на основании Положения о проведении паспортизации школьных музеев области в 20___- ____ учебном году, составили настоящий акт  в том, что

«_____»____________ 20_____г. Закончена сверка основного фонда с учётной документацией. В результате сверки установлено следующее:

  1. Согласно учетной документации на «____ «________________ 20_____ г. в инвентарной книге числится ________ предметов, записанных за ________ номерами.
  2. При сверке установлено, что _________ предметов не оказалось в наличии; __________ предметов подлежит постановке на учет в государственном музее; __________ предметов не зарегистрировано.
  3. Таким  образом,  фактическое  количество  учетных    материалов, остающихся в основном фонде музея, составляет ___________ предметов, записанных за ____________ номерами.

 

 

М.П.                       Председатель комиссии:______________________________

 

                               Члены комиссии:             ______________________________

 

                                                                         ______________________________

 

                                                                         ______________________________

 

 

 

 

 

 

 

Форма № 3

А к т

«_____»______________ 20_____ г.

Город (район) ________________________________________________________

Мы, нижеподписавшиеся члены комиссии по паспортизации школьного музея в 20____ -20_____ учебном году, в составе:

Председатель ________________________________________________________

                                                                Ф.И.О., должность

Члены комиссии: _____________________________________________________

                                                                Ф.И.О., должность

____________________________________________________

                                                                Ф.И.О., должность

_____________________________________________________

                                                                Ф.И.О., должность

 

на основании имеющейся документации и личного знакомства с работой музея ___________________________________________________________________

(указать музей)

пришли к решению – Подтвердить статус (не подтвердить, присвоить) «Школьный музей» (Музей образовательного учреждения)

музею ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________

(указать музей)

 

М.П.           Председатель комиссии       __________________________ (подпись)

                    Члены комиссии                   __________________________ (подпись)

                                                                  __________________________ (подпись)

                                                                  __________________________ (подпись)

 

Форма № 4                                Форма характеристики работы музея

(При заполнении данной формы дается полный, развернутый ответ на вопрос)

  1. Точный почтовый адрес, индекс, номер и название школы, улица, дом,
    рабочие   телефоны   (указать   код   района),   директор   школы   и
    руководитель музея.
  2. Профиль      музея      (комплексно-краеведческий,      мемориальный,
    исторический, музей Боевой и трудовой славы, этнографический и т.д.).
  3. Когда  открыт  музей  и  каким  образом  он  создавался  (участие
    педагогического коллектива и учащихся в его создании).
  4. Организация работы музея. Руководитель музея, его Совет, количество
    и состав - учителя, дети, общественники. Наличие программы работы
    музея    и    годового    плана.    Руководство    музеем    со    стороны администрации,   педсовета.   Связи   с   государственными   музеями,
    общественными и шефскими учреждениями.
  5. Методы  и  организации  поисковой  и собирательской  работы.  Ее
    систематичность,   эффективность   и   направленность.    Количество
    подлинных документов истории и   их характеристика. Памятники,
    переданные в государственный музей. Основные разделы экспозиции
    музея, их предметный состав.
  6. Учет и хранение предметов в фондах музея. Наличие инвентарной
    книги. Условия хранения экспонатов, площадь и местонахождение
    музея. Общее количество экспонатов музея. Способы поступления
    экспонатов в музей.
  7. Экскурсионно-массовая работа музея. Количество посетителей в год.
    Количество проводимых экскурсий, лекций и их тематика. Школьники-
    экскурсоводы. Другие виды массовой работы музея - вечера, встречи,
    передвижные выставки, краеведческие чтения и т.д.
  8. Роль музея в учебно-воспитательной работе в школе и во внеклассной.
    Использование материалов музея на уроках, учебных экскурсиях. Роль
    музея в профориентации школьников.
  9. Общественно-полезная    работа.    Выполнение    заданий    научных
    учреждений,   музеев.   Исследовательская  работа  музея.   Охрана   и
    пропаганда памятников истории культуры и природы.
  10. Пропаганда работы школьного музея в средствах массовой
    информации. Победы и награды музея. Участие музея в областных и
    Всероссийских мероприятиях туристско-краеведческого характера.
    Активисты школьного музея.

 

М.П.                            Руководитель музея ________________/_______________/

 

 

Фонд музея

Собрание музея состоит из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экс­понируемые в музее, составляют фонд музея.

Основной фонд

Наиболее ценная и главная в количественном и качествен­ном отношении часть музейных фондов носит название основ­ной фонд. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д.

К типу вещественные относятся археологические материа­лы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок: орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмунди­рование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и на­родного творчества, мемориальные предметы; нумизматичес­кие материалы: монеты, боны, печати.

Ордена и медали, содержащие драго­ценные металлы, в школьных музеях хранить и экспонировать запрещено.

К типу письменные относятся музейные предметы следую­щих видов: рукописные и печатные учрежденческие и личные материалы (свидетельства, грамоты, письма, воспоминания, мандаты, удостоверения, партбилеты, комсомольские, проф­союзные билеты и т. п.); периодические и непериодические издания, книги, листовки. При этом к основному фонду относятся газеты до 1955 года, издания более позднего времени считаются библиотечным материалом. Вырезки из газет не относятся к основному фонду.

К типу изобразительные относятся произведения декоратив­но-прикладного искусства: графика, живопись, скульптура, плакаты и др., имеющие документальное, мемориальное или художественное значение; фотографический материал: дагер­ротипы, фотографии. Негативы не следует относить к основно­му фонду в школьном музее, так как нет возможности сохра­нить этот вид материала.

К изобразительным памятникам относятся также карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий. В школьных музеях собираются кинопленки, магнитные ленты. Их нецелесообразно включать в основной фонд музея по той же причине, что и негативы.

Из фонозаписей школьные музеи могут хранить и отнести к основному фонду пластинки для граммофонов, патефонов (моно-, стерео-, квадро-).

 

Вспомогательный фонд

Кроме основного в музеях собирается вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культу­ры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото– и ксерокопии, материалы, изго­товленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы. Подлинные материалы недостаточной сохранности также следует отнести к вспомогательному фонду.

Акт поступления

При поступлении материалов в музей составляется акт поступления. Этот документ юридически оформляет принад­лежность данного предмета музею и закрепляет права музея на него. Акт необходимо заполнить четко и грамотно. Обязатель­но заполняется графа “Сохранность”, где указываются все дефекты материала, сколы, трещины, пятна, разрывы, утраты и т. д. Если экспонат новый, то в графе “Сохранность” можно поставить отметку “полная”. Таких оценок, как “хорошая”, “удовлетворительная” и т. п. быть не должно. Акты заполняют­ся в двух экземплярах.

При приеме предмета в музей необходимо от сдающего получить по возможности полные сведения о происхождении предмета, его связи с определенными событиями, лицами, о времени изготовления, месте бытования, способах и условиях употребления. Эти сведения называются легендой. После офор­мления акта его необходимо заверить у директора школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование музея __________________

____________________________________

Руководитель музея ___________________

____________________________________

«_____»____________________ 20_____ г.

А К Т № _______

 

Приема на постоянное (временное) хранение _____________________________

«______»_____________________ 20_____ г.

 

Настоящий акт составлен представителем музея ______________________________________________________________

 ________________________________________________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество, должность)

 

с одной стороны, и лицом (представителем учреждения) ________________________________________________________

 ________________________________________________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество, должность)

 

с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал в постоянное (временное) _____________________ хранение ____________________________ ____________________________________________________________________

(полное наименование музея, учреждения)

Наименование, краткое описание, материал, размер

Количество

Состояние сохранности

Учетное обозначение

Примечание

1

2

3

4

5

6

 

 

Всего по Акту принято ________________________________________________

                                                              единиц (цифрами и прописью)

 

Акт составлен в __________ экземплярах и вручен подписавшим лицам.

 

Принял ____________________________ Сдал ____________________________

 

Присутствовали ______________________________________________________

 

Приложения: легенда и другие (перечислить) _____________________________ ____________________________________________________________________

 

Атрибуция

Процесс учета - непрерывный и начинается с атрибуции - выявление
всех, присущих предмету признаков, физические свойства, функциональное назначение, история происхождения, бытования. Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейного фонда. Для правильной атрибуции в музееведении разработан целый ряд анкет. В рекомендациях для примера приводится лишь одна.

 

  • Материал и способ изготовления (ручной, механический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравюра, литография, письмо, печать)
  • Цвет, форма, размер, вес
  • Устройство
  • Авторство
  • Стилистические особенности
  • Время и место создания
  • Тема и сюжет
  • Расшифровываются надписи, клейма, знаки
  • Степень сохранности

 

Требования к сбору и обеспечению сохранности памятников.

Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей.

Нередко оружие, награды и т. п. неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удо­стоверениями, грамотами. Такие документы не следует брать у их владельцев, чтобы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.

При выявлении особо ценных документов по истории нашей страны о них необходимо сообщить в местные государ­ственные архивы или государственные музеи. И лишь с их разрешения юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей.

 

 

 

Учётная карточка музейного предмета

Следующим этапом является составление учетной карточки, графы которой повторяются в книге поступлений. Учет фондов предполагает не только запись памятников в инвентарной книге, но и работу по их систематизации. Одним из способов систематизации предметов основного фонда является составление фондовых картотек.

 Тип картотеки может быть различным:

  • Предметная или тематическая (экспонаты распределяются по школьным предметам (история, география, литература и т. д.));
  • по виду материалов (изделия из металла, глины, стекла и т.п.);
  • хронологическая (например, наше село в XIV-XIX вв., в годы советской
    власти и т. п.);
  • согласно  музейной  классификации  (вещественные  памятники,  памятники искусства, письменные и кино-, фоно - памятники).

 

В связи с тем, что фонды музея разделены на основной и вспомогательный, на каждый фонд заполняется отдельная книга поступлений. Листы книг поступлений пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью вышестоящей инстанции (районного уп­равления образования) и подписываются ее руководителем.

Инвентарная книга поступлений

Титульный лист:

КНИГА ПОСТУПЛЕНИЙ № 1

Историко-краеведческого

Музея ___________________________ школы

_________________________________ района

_________________________________ области

 

Начата: 10 сентября 1999 г.

Окончена: 28 мая 2002 г.

Последняя страница Книги:

 

Всего в Книге пронумеровано _________ страниц

Директор школы ____________________________

                                                                                                                                                               (подпись, печать)

Заведующий отделом образования _______ района

___________________________ (подпись, печать)      

 

Комплектование фонда школьного музея начинается с включения в него выявленных и собранных памятников истории. Этот вопрос решается фондовой комиссией школьного музея. При положи­тельном решении собранные материалы заносятся в книгу поступлений основного фонда.

 

№ п/п

Дата заполнения

Время, источник, способ поступления, сопровождающие документы

Наименование, краткое описание предмета (автор, название, дата, место происхождения, надписи, подписи и т.д.)

Количество предметов

Материал и техника изгое- томления предметов

Размер

Сохранность

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

I.    Порядковый (инвентарный) номер. Дается каждому предмету и включается в его шифр. Шифр предмета состоит из шифра и условного обозначения месторасположения школьного музея, порядкового номера. Например, ШК-7 Ф/35 - школа №7, г. Фурманов, предмет под номером 35;
ШИКМ П/2 - школьные историко-краеведческий музей п. Пестяки, предмет
под номером 2. Буквенная часть шифра единая для всех предметов, меняется
только в случае переноса музея в другое учебное заведение, или изменения его
профиля.

Коллекции, собранные в ходе экспедиции (походов) или переданные в
дар музею, в КП регистрируются под одним номером. Отдельные предметы
коллекции получают дробные номера, состоящие из номера коллекции и порядкового номера предмета по данной коллекционной описи, например, порядковый номер по КП - ШИКМ-П/32, а все предметы коллекции будут иметь номера ШИКМ-П/32/1. ШИКМ-П/32/2 и т.д. Следующий предмет при оформлении в КП получает номер по порядку от последнего номера предмета из коллекции.

 

II.   Дата заполнения. Проставляется дата регистрации (записи) предмета в книге.

 

III.  Время, источник и способ поступления, сопровождающие документы, номер акта. В графе записывают когда, от кого поступил предмет
(Ф.И.О., наименование учреждения, адрес). Указывается, как поступил предмет
в музей; в результате безвозмездной передачи, или возможно, найден в ходе
экспедиции и т. п. Здесь же указывается номер и дата акта приема, все сопровождающие документы, прилагаемые к акту приемы передачи (легенда, дарственные записи).

 

IV. Наименование, краткое описание предмета (автор, название, дата и  место происхождения, надписи, подписи и др.). Наименование предмета
записывается с главного предметного слова, например, костюм мужской, куропатка серая.  При описании предмета искусства указывается автор, даты его жизни, краткое описание сюжета, изображенного на картине, фотографии, для портретов, в том числе фотографических - Ф.И.О. объекта, место и время, сделанного снимка, тип портрета (голова, полный рост и т. п.). Описание групповых изображений включает в себя название группы и поименное перечисление слева  направо. Для  фотографий,  картин,  воспроизводящих  бытовые сцены, описывается сюжет. Для документальных материалов указывается Ф.И.О. автора (составителя, владельца), название документа. При описании книг, рукописей (в том числе и документов) необходимо записывать в КП общее количество листов и точную или приблизительную дату его составления. Если дата точно не известна, нужно поставить знак вопроса «?» или указать временные рамки (1930-1935 гг.). В этой же графе следует сделать запись о назначение предмета, месте его  происхождения,  историю бытования, зафиксировать все надписи, знаки и другие пометки на предмете.

 

V. Количество предметов. Здесь отмечается количество предметов,
образующих одну единицу хранения. Например, чайный сервиз, состоящий из 6
чашек и 6 блюдец, будет обозначен в этой графе цифрой 12. Более подробное
описание каждого предмета дается в графе № 2 «Наименование и краткое описание ...».

 

VI. Материал и техника изготовления предмета. В этой графе указывается материал, из которого изготовлен предмет, техника его изготовления.
Например, бронза  - литье, глина - лепнина (круговая, гончарная керамика),
лен – домотканое (фабричное) полотно.

 

VII. Размер указывается в сантиметрах (для графики в миллиметрах).
В прямоугольных предметах измеряется высота и ширина, круглых и элипсообразных - наибольший диаметр, в объемных предметах - ширина, высота и глубина, для фотографий и других печатных изданий - ширина и длина.

 

VIII. Сохранность.  Фиксируется  на момент  поступления  предмета  в
музей. При отсутствии дефектов пишется - «полная сохранность». В случае,
когда предмет имеет дефекты, необходимо указать их характер (надрыв, трещина, скол, деформация и т.п.), место, размер. Например, оторван правый угол, левый край покрыт ржавчиной, отсутствует страница № 7, текст выцвел.

 

IХ. Примечание.  В эту графу заносятся дополнительные сведения о предмете, полученные после его оформления в книгу поступлений в результате
краеведческого поиска (новое научное определение, сделанное специалистами,
уточненная датировка, возможно заключение о неподлинности предмета или
отсутствии музейной ценности), делаются отметки об утере предмета или его
передаче в другой музей. В этой графе могут быть сделаны оговорки об исправлениях в других графах книги.

В инвентарной книге необходимо записывать максимум известных сведений о предмете, место экономить не нужно. Все записи в книге должны вестись аккуратно, разборчивым почерком. Абсолютно не обязательно записывать предметы в книге согласно классификации основного фонда, предметы фиксируется в инвентарной книге по мере поступления. В случае окончания книги, заводится другая, в которой нумерация предметов продолжается.

Инвентарная книга - основной документ школьного музея. Ее наличие и правильное заполнение в первую очередь учитывается при паспортизации.

При оформлении и заполнении книг поступлений необхо­димо помнить следующие правила:

1. Запрещается вырывать листы, склеивать их, исправлять написанное.

2. Книга поступлений должна заполняться четко, без пома­рок и исправлений.

3. Все записи делаются шариковой ручкой, черной пастой.

4. После записи пропускают две строчки. Для того чтобы избежать исправлений в книгах поступле­ний, рекомендуется вначале оформлять учетную карточку, текст которой до внесения записи в книгу поступлений можно редактировать в процессе работы с предметом.

      5. Все уточнения вносятся в графу «Примечание». Данное с ошибками описание переписывается ниже под тем же номером, неправильная запись зачеркивается красной пастой, но так, чтоб ее можно было прочитать.

        6.Исправление сопровождается записью: «Исправленному верить», подписывается и заверяется печатью.

 

Книга (тетрадь) учета материалов научно-вспомогательного фонда

оформляется по примеру инвентарной книги, но в сокращенном варианте: предметы получают только порядковый номер, без шифра или с шифром НВФ (научно-вспомогательный фонд), в графе № 3, указывается автор, коллектив авторов макета, схемы, карты и т.п. Для копии предмета из основного фонда музея в тетрадь записывается шифр подлинника по инвентарной книге и форма копии (ксерокопия, художественная копия и т. п.).

 Шифрование предметов

Основное правило при шифровании музейных предметов: шифр должен проставляться на неэкспозиционной стороне, так, чтобы он не был виден посетителям. Что из себя представ­ляет шифр?

Шифр – это сокращенное до первых букв название музея (например, музей истории школы – МИШ), далее ставится номер по книге поступлений. Шифр (учетные обозначения) может проставляться на самом предмете; если этот способ применить нельзя, то на бирочке, которая подвешивается к предмету, либо на монтировке, упаковке, конверте, коробке и т. п. При нанесении шифра и номера важно не нанести ущерба предмету, его внешнему виду, содержанию и сохранности.

Шифры на фотографиях, плакатах, картах, рисунках, доку­ментах проставляются черной тушью на обратной стороне в верхнем или нижнем левом углу.

При шифровании изделий из ткани шифры проставляются на светлой плотной материи (коленкор, полотно) и пришива­ются с изнанки.

На керамических предметах (глина, фарфор, фаянс), а также на предметах из дерева и камня условные обозначения проставляются на поддоне масляной краской или черной тушью и покрываются лаком. Запрещается проставлять шифры шариковой пастой, цветными или химическим карандашами: прикреплять этикетки металлическими булавками, кнопками ч т. п., от которых появляются пятна ржавчины и прорывы.

Документация по планированию комплектования фондов музея

Перспективный план комплектования фондов

 разрабатывается на 2-3 года. В этом плане указываются комплексные темы, по которым намечено проводить поисково-собирательскую работу, ориентировоч­ные сроки ее проведения, а также отмечается, экспедиционные отряды каких классов будут привлечены к исследованию дан­ных тем, кто из членов совета музея отвечает за изучение темы, кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой.

Годовой план комплектования фондов

В плане указыва­ются конкретные темы или задания по поисково-собирательской работе на предстоящий учебный год, населенные пункты, учреждения и частные лица, где и у кого будут проводиться поисково-собирательские работы, экспедиционный отряд, ра­ботающий по данной теме; количество учащихся в нем, коман­дир отряда; сроки завершения работы, руководитель темы.

Полевые документы

Правила оформления и заполнения полевых документов

1. Все полевые документы должны быть снабжены заголо­вочными данными.

2. Для полевых документов (за исключением акта приема) выбираются тетради большого формата, в прочных переплетах, желательно с большим количеством листов.

3. Тетради по переплету следует прошить прочными нитка­ми, листы пронумеровать простым карандашом в правом верхнем углу лицевой стороны.

4. Заполнение документов осуществляется только ответ­ственными за это лицами. Записи принято вести пастой черно­го, синего, фиолетового цвета.

5. Полевые документы хранятся так же бережно, как и собранные материалы.

Полевой дневник

 служит для описания всего хода экспедиции, ее маршрута, процесса выявления и сбора памятников истории и культуры. В заголовочных данных полевого дневника указывается:

– название экспедиционного отряда и его принадлеж­ность к конкретной школе или внешкольному учреждению;

– наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;

– маршрут экспедиции и сроки ее работы;

– состав участников экспедиции и распределение обязан­ностей между ними;

– руководители экспедиции;

– ответственный за ведение полевого дневника;

– даты начала и окончания ведения дневника. В процессе проведения экспедиции в полевой дневник в хронологической последовательности заносится весь ход поисково-собирательской работы, даются сведения о местности, об условиях экспедиционной работы, отмечаются встречи и бе­седы с местными жителями, сотрудниками государственных и других учреждений и организаций, отмечается состояние со­хранности поступивших в фонд экспедиции материалов.

Дневник должен заполняться ежедневно. Каждая запись заверяется подписью лица, проводившего запись, и датой проведения записи. Полевой дневник не только помогает участникам экспедиции зафиксировать разностороннюю информацию о ходе собирательской работы, но и служит дополнительным источником для исследования данной темы, изучения и определения со­бранных материалов, описания среды их бытования.

Акт приема (поступления)

 предметов на постоянное хранение во время экспедиции является первичным периодическим документом государственного уче­та памятников истории и культуры. Он имеет форму, представленную ранее в акте поступления.

В тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены в поле, старых забро­шенных зданиях и т. Д., акты приема не составляются.

Полевая опись

является основным документом учета и научного описания собранного материала.

В заголовочных данных кроме названия документа следует указать:

– название экспедиционного отряда и его принадлеж­ность к конкретной школе или внешкольному учреждению;

– наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется;

– фамилию руководителя экспедиции;

– фамилию ответственного за ведение полевой описи;

– даты начала и окончания ведения полевой описи.

Форма полевой описи представлена в приложении 2.

Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответственным за учет, описание и хранение собранных материалов.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов

В тетрадь записывают рассказы и воспоминания свидетелей исторических событий по изучаемой теме.

Запись беседы необходимо вести подробно, стремясь зафиксировать все детали рассказа. Любые исправления и допол­нения делаются только лицом, проводившим запись, и в соответствии с пожеланием информатора.

Записи рекомендуется вести на одной стороне листа, а запись каждой новой беседы начинать с новой страницы.

До начала беседы по теме необходимо записать следующие данные:

– место записи (полный почтовый адрес);

– данные о рассказчике (фамилия, имя, отчество, возраст, профессия, место работы);

– кем и когда (дата) запись проведена. Важно также предложить рассказчику подписать запись беседы, тогда она получает права подлинного документа.

Схема оформления записи

Школа, организовавшая экспедицию, период работы___________________

№ карточки_____________________________________________________

Участник экспедиции_____________________________________________

Руководитель экспедиции_________________________________________

Тема

Народ

(национальность)

Сведения об информаторе:

ФИО, возраст, занятие

Место и время сбора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если информатор подпишется под сведениями в графе сведений, то полученный документ сам по себе является музейным предметом.

Следует помнить, что исторические факты, сообщенные информатором, и особенно их оценка, носят субъективный характер. Кроме того, рассказчик может забыть или перепутать отдельные детали, не помнить точных дат, географических названий и т. П. Поэтому сообщения одного информатора следует проверять в беседах с другими.

Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов включается в основной фонд музея.

 

Общие требования к организации хранения:

  • мелкие, объемные предметы, нумизматические коллекции, геологические
    образцы, археологические находки хранят в коробках, соответствующего размера, если предмет объемный его заворачивают в бумагу и хранят в ящиках. Палеонтологические образцы укладывают в ящики так, чтоб отпечаток был сверху;
  • гравюры, рисунки, акварели, документы и другие виды письменных и графических материалов, а также гербарии нужно хранить в папках с клапанами. Каждый лист следует проложить бумагой, нельзя перегибать листы, иначе на сгибах со временем затрется текст, а сама бумага прорвется. Газеты, письма с фронта («треугольники») следует хранить в расправленном виде, в крайнем случае большие газетные листы, формат А2, можно сложить пополам. Папки с гербариями складываются в коробку, обернутыми в бумагу или полиэтилен, можно пересыпать их нафталином;
  • фотографии, негативы, диапозитивы следует хранить в темных конвертах, или в коробках в вертикальном положении, этикетки, марки, бумажные деньги в специальных альбомах;
  • географические карты, планы, стенгазеты, плакаты можно хранить свернутыми в трубку, обернув ее с обеих сторон бумагой (газетой);
  • книги хранят закрытыми, вертикально, корешками наружу. Нельзя складывать печатную продукцию стопкой, так как от собственной тяжести при длительном хранении она может разрушаться, если в книге есть рисунки, гравюры, фотографии, то их следует проложить бумагой;
  • одежду лучше держать на стойках, или на вешалках, обмотанных куском материи;
  • оловянные изделия следует хранить так, чтоб отдельные предметы не соприкасались, медные, бронзовые, чугунные, стальные предметы необходимо оберегать от сырости и пыли, очищать их мягкими тряпочками.

Наиболее оптимальным режимом хранения считается температура воздуха от +15° до +25°С, относительная влажность 50-60 %%.

 

План работы музея на текущий год

                                              Утверждаю:

                                                    директор школы

                                                          __________/_________/                                                                     Приказ _______ от __________              

План работы школьного краеведческого музея

 на 20__- 20__ учебный год

п/п

Виды

деятельности

Форма работы

Тема

Сроки

Ответственный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Гавриков А.Ю.. Руководство и планирование работы музея образовательного учреждения, Кострома-2006 г.- 37с.

Материалы Костромского областного Центра детско-юношеского туризма «Чудь» в электронном формате CD.

Рождественская С.Б. Содержание и методы этнографической работы школьников, методическое пособие- центральное рекламно-информационное бюро «Турист», М.-1988г.

Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2006.- 560с.

Категория: Мои статьи | Добавил: fraukozlova-tatiana (08.12.2016)
Просмотров: 1037 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт ГБОУ СОШ с. Камышла Самаркая область
  • Сайт Козловой Татьяны Ивановны учителя истории ГБОУ СОШ с. Камышла
  • Похвистневский Ресурсный центр
  • СИПКРО
  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz