Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Камышла
муниципального района Камышлинский Самарской области
Моя прабабушка Максимова(Савельева) Вера Николаевна
труженица тыла в годы Великой Отечественной войны
Выполнила:
Чернова Елизавета
ученица 6 класса
Руководитель:
Козлова Татьяна Ивановна
учитель истории и краеведения
с. Камышла 2017 г.
Содержание.
Введение.
Основная часть. Моя прабабушка Максимова(Савельева) Вера Николаевна - труженица тыла в годы Великой Отечественной войны.
Заключение.
Литература.
Введение.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну. Враг напал внезапно. Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Враг был жестокий и сильный. Страна превратилась в единый боевой лагерь. Тысячи людей добровольно ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение.
Вместо ушедших на фронт мужчин на заводах и фабриках к станкам встали женщины, подростки и старики. Колхозы снабжали армию хлебом и продовольствием. Героями тыла стали сотни тысяч людей. Помогали фронту всем, чем могли: выращивали и собирали хлеб, картофель, отвозили на железную дорогу, сдавали молоко, яйца, вязали носки и варежки солдатам.
Война длилась очень долго. Но они терпели!
Моя прабабушка не участвовала в Великой Отечественной войне, ей было всего 12 лет. Но она не покладая рук трудилась, наравне с взрослыми в колхозе – «Все для фронта – все для Победы». Я решил, что мне будет интересно узнать о своей прабабушке. Эта тема меня заинтересовала.
Поэтому я решил начать исследование со старых семейных фотографий. Моей целью было узнать больше о моей прабабушке, записать воспоминания о ней, чтобы о ней по моей работе узнали мои одноклассники, и жители нашего села.
Актуальность выбранной темы.
Тему для исследования «Моя прабабушка - труженица тыла в годы Великой Отечественной войны» я выбрала не случайно. Считаю, что моя работа очень актуальна, так как сегодня, к сожалению, теряются семейные ценности. Сейчас, когда почти в каждой семье есть свой ветеран или труженик тыла во время ВОв, люди моего поколения легко могут восстановить историю, отчего дома из рассказов своих дедушек и бабушек.
А пример моей прабабушки поможет мне и нашему поколению гордиться своими предками, укреплять родственные связи.
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовании будут мои родители, бабушка и мои тети и дядя.
Цель исследования – глубже изучить биографию моей прабабушки, понять чувства человека – гражданина, верой и правдой служившей своей Родине в тылу. Записать воспоминания о ней, чтобы о моей прабабушке, по моей работе узнали мои одноклассники, и жители нашего села.
У меня есть предположение, что, несмотря на то, что я никогда не говорил со своей прабабушкой об этом сложном периоде её жизни, я могу узнать о том, что происходило с ней много лет назад по беседе с ней, фотографиям, книгам, наградам. Мне повезло, что она по сей день живет рядом с нами, и я могу с ней поговорить.
Объект исследования: фотоальбомы, архивные материалы, воспоминания прабабушки, бабушки, мамы, папы.
Предмет исследования: В своей работе я хочу подробнее остановиться на беседе с моей бабушкой (дочерью прабабушки) и старых фотографиях нашего семейного архива.
Задачи моей работы следующие:
1. Беседа с моей бабушкой по папиной линии.
2. Ознакомление, изучение и анализ фотографий, наград, документов домашнего архива.
3. Собрать материал о прабабушке по рассказам родных.
4. Провести анализ полученных данных и обобщить материал.
5. Представить собранный материал моим одноклассникам и на конференции.
6. Передать работу в школьный краеведческий музей для пополнения экспозиции, посвященную участникам Вов.
Методы исследования:
- Беседы с бабушкой – , мамой – и папой – .
- Исследование фотографий, документов из домашнего архива.
- Работа с интернетом и с дополнительной литературой: исследование наградной системы в годы Великой Отечественной войны для тружеников тыла.
Значимость исследования: состоит в возможном использовании материалов «Труженики тыла Великой Отечественной войны» на классных часах и передача информации в школьный краеведческий музей.
Моя прабабушка Максимова (Савельева) Вера Николаевна
труженица тыла в годы Великой Отечественной войны
Надежен дом, коль сохраняют в нем
Сквозь годы, времена лихие,
Альбом семейный, самый первый том,
В познании истории России.
Н. Рубцов.
Говоря о героических делах народа в годы войны, также хочется сказать о трудовых подвигах женщин и детей.
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны. Рядом с взрослыми трудились и самые юные граждане нашей страны - школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Такой нелегкий жизненный путь пришлось пройти и моей прабабушке Максимовой Вере Николаевне. В начале войны ей было 16 лет.
И откуда вдруг берутся силы
В час, когда в душе черным-черно?..
Если б я была не дочь России,
Опустила руки бы давно…
Ю. Друнина
Моя прабабушка Максимова (Савельева) Вера Николаевна родилась в селе Старый Байтермиш Клявлинского р-на Куйбышевской области 10 апреля 1925 года. Всю свою жизнь она жила и работала в селе Старый Байтермиш. С раннего детства она стала работать в колхозе им. Жданова. Во время Великой Отечественной войны она была отправлена на работу, они рыли окопы, для наших солдат.
После войны так же работала в колхозе, но колхоз был переименован «Октябрь». Неоднократно её награждали почётными грамотами и медалями. Детей у неё не было. Муж погиб на фронте. Умерла Вера Николаевна 09.04.1997 году.
Прабабушка часто всегда с горечью вспоминает трудные военные годы:
«В нашем селе детей подростков было много, все работали там куда посылали. Никто никогда не отказывался от работы. Все лето мы работали, а зимой учились. Только в один год школу закрыли, нас взяли помогать колхозу. Мы без конца работали в колхозе. Всю зиму возили на ферму солому. А те, кто были нас года на два постарше, учились на трактористов. И колхоз обязан был снабдить дровами. Нас подростков собрали и сказали, что мы должны возить дрова на салазках в село Клявлино. В один день мы вместе с взрослыми приготовили эти дрова, хорошо уложили и привязали к салазкам. А рано утром 12 подростков пошли в село. Никакой дороги нет, было очень холодно, мы обутые в одни лапти к вечеру дошли до места. У нас ничего с собой не было, плохо было тогда с питанием. Мы были очень голодные, усталые. Нас встретила одна женщина и повела в общежитие. Растопила печь, чтобы мы могли высушить свою одежду, и сварила нам из муки болтушку. Мы поели, отдохнули. А утром пошли домой. Возвращались опять целый день. Каждый из нас поднимал по одной вязанке дров. По бездорожью, в лаптях мы добирались целый день. В лаптях ведь, вышел, и ноги сразу становились мокрые.
В год победы вместе с подругами помогали работать на поле: жать хлеб. Работали наравне с взрослыми. Как бы нам трудно не приходилось, мы никогда не отчаивались, после работы по ночам вязали носки для фронта. Мы верили и ждали победу».
В 16 лет, осенью 1945 года вместе с другими подростками была отправлена в республику Коми на лесозаготовки, откуда вернулась весной 1946 года.
Награждена юбилейными медалями и благодарностями за доблестный труд в годы войны.
Заключение.
Результаты и выводы.
На пути реализации исследовательской работы, я прошел несколько этапов:
1 этап - Я обсудила тему, цели исследовательской работы вместе с учителем истории. Вместе мы составили план работы.
2 этап - Я рассказала о своей работе семье. Мы создали творческую группу. В неё вошли я, бабушка, мама, папа и учитель.
3 этап - Мы начали собирать материал по теме, работать с разными источниками информации. Рассмотрели фотоматериалы, изучили письменные источники-военные документы; я провела интервью с бабушкой, мамой, папой. Мы собрали материал о военном трудовом периоде жизни моей прабабушки.
4 этап - Анализ полученных данных и обобщение материала. Я написала работу о прабабушке, создала презентацию.
5 этап - Работа о моей прабабушке будет храниться в моей семье, и в школьном краеведческом музее, ее показала учащимся 6 класса на уроке истории.
Я надеюсь, что после ознакомления с моей исследовательской работой мои сверстники проникнуться уважением к историческому прошлому на примере мужества, стойкости и героизма моей прабабушки.
Пусть молчит фотография, но не молчит память, которая передает из поколения в поколение историю нашей семьи. В результате работы над проектом я лучше узнала о своей прабабушке, как о человеке – гражданине, верой и правдой служившей своей Родине в тылу.
Меня очень заинтересовали теплые рассказы моих родственников. Старые, но такие родные фотографии – настоящее богатство моей семьи.
Я горжусь, что в нашей семье живет с нами моя прабабушка Батаева Анисья Даниловна - трудолюбивый, мудрый, скромный и добрый человек.
Она мне стала сейчас еще дороже и родней.
Я еще не знаю, кем я буду, как сложится моя жизнь. Но я уверена, что истории о войне, рассказанные моими родственниками, я передам и своим детям, чтобы подвиги простых бойцов и тружеников тыла не были забыты. Я приоткрыла лишь одну страничку истории. Но ведь тысячи таких бойцов и тружеников тыла и спасли нашу Россию, наш народ, нашу Родину.
Литература:
1.Друнина Ю. Стихи о войне. Москва: «Эксмо», 2010 г.
2.Фотографии взяты из семейного архива.
3.Дамаскин И. А., Кошель Г. А., Никифоров Ю. А. Великая Отечественная война 1941 – 1945г, М.: Олмапресс, 2005г.
|